Труженики и энтузиасты,– учителя русского языка и литературы

Категории: Рубрики / Образование от 29-08-2012, 09:21, посмотрело: 1 806

 Профессия учителя требует постоянного самосовершенствования и самообразования. Одним из путей непрерывного повышения квалификации является работа районных методических объединений учителей-предметников. Самыми многочисленными в районе были и остаются РМО учителей русского языка и литературы, математики и начальных классов. 


Сегодня на страницах газеты «Заря» делятся своими воспоминаниями о работе методических объединений учителей-словесников ветераны педагогического труда Л.Б. Самсонова и Н.А. Самарина. 

 

 Объявленный Правительством РФ 2012 год как Год истории подразумевает помнить об этом, когда пишешь и о школе. Все имеет свою историю, в том числе и районное методическое объединение учителей русского языка и литературы в Богородском районе (РМО).


- Формирование системы народного образования в стране, в основном, к 1940 году было завершено, - говорит Лариса Борисовна Самсонова. - Школе поставлены цели ее деятельности: воспитание грамотности развитого человека, патриота, сознательного труженика, защитника Родины. Вся дальнейшая история страны показала, что советская школа выполнила поставленную перед ней Правительством задачу.


Эти задачи решали и школы Богородского района. Особая роль здесь принадлежит учителям русского языка и литературы, потому что именно эти предметы воздействуют на личность ученика, формируя его духовную сущность.


В дореволюционной школе данные предметы называли одним словом – словесность. В современной школе также часто используют этот термин. Итак, к 1940 году все школы района работали стабильно, по учебным программам: 34 школы, где 6736 учеников обучало около двухсот учителей. В основном, учителя имели среднее или среднее специальное образование. Тех, кто имели высшее образование, насчитывалось единицы. Недостаток педагогических кадров с высшим образованием ощущался не один десяток лет.


Бывшая ученица БСШ послевоенного времени вспоминает такой факт:
«…Конец мая 1948 года. Завтра экзамены. На дворе школы построились в два ряда тридцать десятиклассников во главе с учителем. Все нарядно-одетые, веселые, с портфелями в руках. Выслушав напутствие директора школы, колонна ребят отправилась пешком в поселок Уни, чтобы сдать государственный экзамен по русскому языку за курс средней школы – сочинение. Сдав экзамен, десятиклассники также пешком вернулись обратно. Причина марш-броска в 50 км – во всем Богородском районе не было ни одного учителя с высшим образованием, некому было принимать экзамен…».


Положение с педкадрами улучшилось с середины шестидесятых годов. В Богородской школе преподавали русский язык и литературу учителя старой школы: С.В. Утробина и И.В. Шулепова. Позднее пришли учителя нового поколения – В.И. Едигарева, Н.А. Запивахина, Д.И. Останина. Их сменили Т.С. Астраханцева, И.М. Смоленцева, Л.И. Анисимова, Р.Г. Ходырева, В.С. Колесникова, Н.Б. Колодкина, В.Г. Колодкина.


С 1956 года начала свою педагогическую деятельность – Раиса Ильинична Зорина, ныне ветеран педагогического труда, отдавшая школе 40 лет своей жизни. Имея высшее образование, Раиса Ильинична сразу проявила себя как знающий, ответственный, требовательный педагог. Заведующим РОНО тогда работал М.Г. Ходырев, учитель-фронтовик, отличный руководитель. Работники РОНО предложили Р.И. Зориной возглавить секцию учителей русского языка и литературы. На этом ответственном посту Раиса Ильинична бессменно находилась почти 30 лет. РМО «литераторов» работало всегда плодотворно и напряженно. На каждом заседании ставились вопросы теоретического и практического характера. Учителя делились опытом работы, изучали и анализировали новые темы, часто проводили открытые уроки. Большое внимание уделялось подготовке учеников к экзаменационному сочинению.


В 1967-1968 учебном году в народном образовании произошел переход на новые программы обучения и новые учебники, в том числе и по русскому языку и литературе.


Мы, выпускники филфака Кировского пединститута, в 1968 году начали свою учительскую деятельность в Ухтымской средней школе, где тогда обучалось около 300 учеников. Именно в этом году по литературе в старших классах начали изучать ранее запрещенные темы: поэзия А. Блока, С. Есенина, творчество Ф. Достоевского и другие. В школьной библиотеке не имелось ни текстов книг, ни методических пособий, ни иллюстрированного материала. В институте этот материал давался обзорно. Приходилось все начинать с нуля: материал изучали и разрабатывали на секции, на курсы в Кировский институт учителей ездила руководить РМО. Большой и напряженный труд, который, конечно, непонятен современным учителям, к услугам которых компьютер, изобилие книг и пособий.


В 70-80-е годы в школах началась работа по переходу на кабинетную систему преподавания. Кабинет русского языка и литературы Р.И. Зориной был лучшим в районе. Будучи руководителем РМО, а потом и директором школы, она считала себя обязанной показывать все новое и передовое. На базе БСШ успешно прошли десятки открытых уроков для учителей и руководителей школ Богородского и других районов. И мы, учителя сельских школ, тоже оформляли кабинеты, изготовляли наглядный, иллюстрированный, раздаточный материал, необходимый для уроков.


Так как уровень подготовки учителей-словесников был не во всех школах достаточно высок, руководитель РМО планировала заседания на базе отдельных школ. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать». Эффективность данного приема очевидна. Запомнились хорошо подготовленные открытые уроки на базе Ухтымской школы по теме «Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины» в 8 классе (учитель Н.А. Самарина).


Как-то раз запланировали заседание секции в Хорошевской школе по теме «Описание животных на уроках русского языка» в 6-7 классах. Открытые уроки готовили учителя Л.В. Абрамова и А.А. Дубовцева. Неожиданно в этот день приехали с инспекторской проверкой из института усовершенствования учителей руководители М.Н. Старикова и М.М. Стародубцева. Когда в школу явилась целая делегация учителей и руководителей, впору было растеряться и учителям, и ученикам. Директором школы тогда работала Л.В. Романова, хороший учитель и руководитель, Отличник народного просвещения. Так вот, ничего не запланированного не произошло – учителя блестяще провели свои уроки, использовав возможности кабинетной системы. Кировские инспектора предложили Л.В. Абрамовой выступить на областных курсах учителей в институте с опытом работы по заданной теме.


Присутствовавшая на курсах Р.И. Зорина вспоминает: «Вышла перед городскими учителями наша Любовь Васильевна, скромная сельская учительница, пожилая женщина в валенках, на голове белый платочек. В зале захихикали, дескать, чему может научить их эта старушка. Но как только она выступила, все зааплодировали стоя, сказали: «Отличная работа! Вот тебе и старушка»!


Л.В. Абрамова и А.А. Дубовцева награждены по заслугам знаком «Отличник народного просвещения».


Многие учителя-словесники из Богородского района не раз выступали на областных курсах с докладами по опыту работы с учащимися по новым программам: Н.А. Чижова, Н.А. Самарина, Н.В. Абашева, Т.С. Астраханцева, Т.Я. Ситников, В.Г. Наговицына. Все они тоже имеют звание «Отличник народного просвещения».


А руководитель секции Р.И. Зорина успешно проводила десятки открытых уроков, щедро делясь опытом работы с учителями района и области. Кроме знака «Отличник народного просвещения», она награждена орденом «Знак Почета» (1975 г.), присвоено звание «Учитель-методист». Ее имя занесено в районную Книгу Почета. То, что ученики школ Богородского района успешно сдавали выпускные экзамены, хорошо проявляли себя на областных олимпиадах и литературных праздниках – большая заслуга плодотворно работавшей секции учителей-словесников.


Нельзя не вспомнить ветеранов-словесников: Е.Е. Леушину и Н.Ф. Коротаеву (Ухтым), Т.Д. Солодянкину и Л.А. Вострикову (Туманы), К.К. Торхову (Верховойское), М.В. Семенову (Лобань) и других.


Учитель-словесник – это кипы тетрадей с диктантами, сочинениями, изложениями и упражнениями, когда в классах училось по 25-30 учеников. Это бессонные ночи над чтением изучаемых произведений русской и зарубежной литературы, современных авторов. Это конспектирование методических пособий, подготовка докладов. Это ежегодные письменные и устные экзамены обучаемых учеников. Это подготовка и проведение Литературных праздников, олимпиад. Наверное, не было учителей в школе более загруженных работой, чем учителя русского языка и литературы. Труженики, энтузиасты, творческие работники – спасибо вам за труд, учителя XX века.


В 90-е годы руководителем РМО учителей русского языка и литературы стала Нина Алексеевна Самарина. Она так вспоминает о своей работе:
- В то время произошли большие потрясения в нашей стране, которые не могли отразиться на преподавании русского языка и литературы. Уходили в разряд устаревших слов такие как «комсомол», «коммунизм», «компартия», «пионерия». Менялись программы, менялись подходы к преподаванию предметов. Но основная задача была и остается неизменной – учить детей грамотно писать и правильно говорить.


Русский язык всегда был профилирующим предметом, предусматривающий обязательный экзамен в качестве итоговой аттестации обучающихся как в основной, так и в средней школе. Такой подход к преподаванию предмета требовал и требует от учителя-словесника постоянного напряжения и особой ответственности.


В 90-е годы районное методическое объединение учителей русского языка и литературы было самым многочисленным в районе, включало около 30 человек. Все педагоги систематически (не реже одного раза в пять лет) повышали свой профессиональный уровень через курсы Кировского института усовершенствования учителей. В то время как индивидуализации в профессиональной подготовке не было.


Работа РМО учителей русского языка и литературы проводилась по совместно составленному плану 4-5 раз в год, из них две секции (одна – в средней школе, одна – в основной) с обязательной демонстрацией открытых уроков и внеклассных мероприятиях. Учителя видели достижения своих коллег и имели возможность обменяться опытом работы.


Основными направлениями в работе РМО были формирование орфографической и пунктуационной грамотности и совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся.


На РМО учителя регулярно выступали перед коллегами, представляли свой опыт работы, обменивались мнениями, демонстрировали самодельные наглядные пособия и вновь приобретенную методическую литературу. Каждый учитель проявлял заинтересованность, получал новые знания, совершенствовал опыт работы и черпал новые идеи для своего совершенствования. Особую активность проявляли И.М. Смоленцева, Г.Н. Уракова, В.С. Колесникова, В.Г. Колодкина, Л.И. Анисимова (Богородская средняя школа), М.В. Куликова, Н.А. Чижова (Ошланская средняя школа), Т.И. Рослякова. Е.В. Беляева (Ухтымская школа), Т.Я. Ситникова, Т.И. Ситникова (Караульская школа), Н.В. Михонина, В.Г. Наговицына (Верховойская школа), Д.И. Бронникова (Лобанская школа), Л.В. Обухова, Н.З. Харина (Рождественская школа), Л.Б. Самсонова, Н.В. Абашева (Спасская школа), Э.А. Кривицкая (Таранковская школа), Л.А. Вострикова, Л.И. Васина (Тумановская школа).


Мне, как руководителю РМО, приходилось принимать участие в работе комиссии по аттестации педагогических кадров, в комиссии по анализу сочинений выпускников, претендующих на золотые и серебряные медали, в инспекторской проверке школ района. Неоценимую методическую помощь в работе оказывала инспектор РОНО Т.С. Астраханцева, человек высокой культуры и педагогического такта.


Серьезное внимание уделялось аттестации учителей. Аттестующиеся учителя давали творческие отчеты, проводили открытые уроки и внеклассные мероприятия, представляли на проверку комиссии классные журналы, тетради учащихся и даже сдавали экзамены. Помню, как на таком экзамене Ю.С. Рязанова поразила аттестационную комиссию глубиной знания литературы, цепкой памятью, эрудицией и здоровым юмором.


Ежегодно проводились районные научно-практические конференции по актуальным вопросам преподавания русского языка и литературы.


Опыт работы учителей-языковедов регулярно представлялся на областных научно-практических конференциях учителями русского языка и литературы И.М. Смоленцевой, В.С. Колесниковой, Н.А. Чижовой, Н.А. Самариной, Л.В. Обуховой, В.Г. Наговицыной.
Неоднократно принимали участие в областных олимпиадах по русскому языку ученики Богородской, Ошланской, Ухтымской и Спасской школ и добивались неплохих результатов (входили в десятку лучших).


РМО учителей русского языка и литературы проводило большую внеурочную деятельность по предмету. На муниципальном уровне традиционными были предметные олимпиады, конкурсы чтецов и литературные праздники, посвященные писателям-юбилярам и поэтам-землякам. Проводили конкурсы юных краеведов-книголюбов и конкурсы сочинений на самые различные темы, викторины и эрудиционы как на знание русского языка, так и литературы.


Я искренне благодарна всем учителям, кто работал рядом со мной, а также руководителям и работникам управления образования: Ю.Н. Щелчкову, Р.А. Прилуковой, Н.П. Власовой, З.Ф. Сусловой, А.В. Хардиной, Р.Л. Гребневой за понимание и помощь. Отрадно, что и по сей день многие мои коллеги-стажисты по-прежнему трудятся в школах района. Сегодня учить и воспитывать детей гораздо сложнее, чем вчера: труднее стала жизнь, появилась новая техника и вместе с ней поток новой информации. Учитель должен не только успевать шагать в ногу со временем, но и по-прежнему иметь чуткое, отзывчивое сердце, верить в идеалы любви, добра и справедливости и помогать детям понять свое предназначение. Никакой искусственный интеллект не сможет заменить учителя, который научит детей творчески мыслить и созидать, создавая и открывая новое, еще не уложенное в цифровые технологии, но способное стать хорошим интеллектуальным, духовным и нравственным заделом на будущее.

Подготовила Яна ЕРШОВА.
(При использовании статьи ссылка на источник http://bogorodskoe-zaria.ru/main/obrazovanie/454-truzheniki-i-entuziasty-uchitelya-russkogo-yazyka-i-literatury.html обязательна).




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.