Любовь к народному образованию

Категории: Рубрики / Образование от 16-10-2012, 08:52, посмотрело: 2 840

Говорят, что счастлив тот, кто всю жизнь занимался любимым делом. Особенно это ценно в учительской профессии. Таких людей у нас немало, и Раиса Александровна Прилукова из их числа. Почти сорок лет трудилась она на ниве народного просвещения, пройдя путь от рядового учителя до руководителя районного и областного уровня. 11 октября она отметила свое 65-летие.


Последние шесть лет Раиса Александровна работает в Институте развития образования Кировской области. Она по-прежнему молодо выглядит, полна сил, энергии, новых планов.
Как ей удается обмануть время? Возможно, все дело в жизненном принципе: любить свою работу и никогда не останавливаться на достигнутом. Об этом говорит ее трудовая биография.


В поисках своего пути

Детство Раи Родыгиной прошло в д. Парагаи, что находилась в 14 километров от с. Ухтым. Расстояние от дома до школы деревенские школьники преодолевали на лошади, а то и пешком.

Нина Ивановна Родыгина, мама Раисы, заведовала там начальной школой и в одиночку поднимала четверых детей. Жилось семье нелегко, и она воспитывала своих сыновей и дочерей в строгости, чтобы были трудолюбивыми, прилежными в учебе, ответственными. И ее материнский труд не пропал даром, а младшая дочка шагнула дальше всех.

Среднее образование Раиса получила в Ухтымской школе «Комсомолка, спортсменка, отличница, и просто красавица» - это про нее. Мы учились в школе в одно время, и я хорошо помню эту девушку.

Школа в годы советской власти сильно отличалась от современной: всей ученической жизнью управлял комитет комсомола, а школьная комсомольская организация была довольно многочисленной. На счету у комсомольцев числилось немало хороших дел: помощь колхозу, концерты для деревенского населения, создание катка, где мы допоздна катались на коньках, но я не помню случаев хулиганства. Комсомольский патруль следил за порядком на улицах в вечернее время. А за озорство, лень, плохую учебу могли строго спросить на заседании комитета комсомола. Помню веселые школьные вечера, где мы разучивали модный тогда танец «Чарльстон».

Рая Родыгина была секретарем комсомольской организации. Своими способностями, чувством долга, задатками лидера она выделялась среди других учеников. Директор школы И.А. Торхов, строгий и даже жесткий руководитель, не щадил комсорга, спрашивая с комитета комсомола за все, что происходило в школе, но как-то раз заявил учителям: «Вот кто сменит меня, когда я уйду». И его предсказание с точностью сбылось.

Опыт комсомольской работы так пригодился впоследствии девушке, когда она встала на учительскую тропу.

В 1965 году Раиса окончила школу, и перед ней встал вопрос о выборе пути. Но как выбрать, если у тебя по всем предметам пятерки и все дается одинаково легко?!

В наше время очень престижной была профессия инженера, а педагога – наоборот. Из-за болезни девушка опоздала на вступительные экзамены и решила поработать на заводе г. Ижевска. Вскоре поняла, что машины и механизмы – это не ее. Как часто бывает, выбор помогает сделать судьба.

В ноябре Рая приехала в Ухтым навестить мать. Вдруг раздался звонок.

А сейчас немного истории. В 60-70-е годы в Богородском районе в 12 школах обучалось почти две тысячи учеников.Учителей постоянно не хватало, и вчерашние школьники части без всякой подготовки становились к учительскому столу. В Лобанской школе директор, С.А. Либер, давно искала учителя математики: выпускники педучилища с работой не справлялись. Узнав о приезде Раисы Родыгиной, она по совету И.А. Торхова обратилась к девушке с предложением занять вакантное место. Рая согласилась вести математику до конца учебного года. После первых же уроков поняла, что школа – ее судьба. Директор, посещая уроки молодой учительницы, не скупился на похвалы, тем самым, помогая ей определиться в выборе профессии.

- Всего два года поработала Раиса Александровна в Лобанской школе, но оставила хорошую память: ученики полюбили свою учительницу и вместе с ней уроки математики, - вспоминала М.В. Семенова, бывший учитель Лобанской школы.

…Здесь, в Лобани Раиса Александровна нашла и свое личное счастье – вышла замуж за молодого председателя сельсовета А.Я. Прилукова, с которым они вместе уже 45 лет. Вырастили, дали образование дочери и сыну. Ольга Анатольевна по примеру матери стала учителем, Олег Анатольевич, учитель по профессии, выбрал другую работу. Внучки, Мария и Анна, учатся, одна - в московском вузе, другая – в школе. Живут Прилуковы сейчас в пригороде г. Кирова, стараясь не отрываться от земли: около дома ухоженный приусадебный участок с огородом, садом, красивейшим цветником. Здесь часто бывают семьи детей, любимые внуки, родственники, друзья.

Но вернемся в семидесятые годы. Анатолия Яковлевича, члена КПСС, по приказу райкома партии часто переводили с одного места работы на другое, что было типично для того времени.

Естественно, что семья переезжала вместе с ним. А когда его направили на учебу в Высшую партийную школу в г. Горький, то Раиса Александровна тоже поступила в Горьковский педагогический институт на физико-математический факультет. Учиться, имея на руках маленького ребенка, было очень трудно, но через четыре года упорного труда супруги Прилуковы с дипломами вузов опять же по приказу РК КПСС прибыли в с. Ухтым. Анатолий Яковлевич стал работать руководителем совхоза «Дубовецкий», а его жена – учителем математики в средней школе.

 
Здесь будут помнить много лет твоих уроков добрый след

С большим желанием и вдохновением окунулась в работу молодая учительница, с каждым годом убеждаясь, что школа – ее призвание.

- Раиса Александровна давала хорошие знания ученикам, - вспоминает ее коллега Л.А. Сокольникова. – Она умела трудный предмет излагать в простой, доступной для детей форме, находила интересный материал, вырабатывала свою методику, и для многих ребят математика стала любимым предметом.

А через два года перспективного педагога заведующий Богородским РОНО М.Г. Ходырев назначает директором Ухтымской средней школы, второй по численности после Богородской: более двухсот учеников, около сорока человек педагогов и обслуживающего персонала. Р.А. Прилуковой исполнилось тогда 30 лет, и трудилась она на посту директора 12 лет.

- Работать было сложно, но интересно, - рассказывала она про годы директорства. – В школе трудились учителя – энтузиасты, любящие свою работу, с хорошей профессиональной подготовкой, например, С.Ю. Шабурова, Л.А. Дюпина, В.М. Соболев, супруги Сокольниковы. Было на кого опереться! А какие замечательные завучи: Т.И. Рослякова, Н.А. Самарина. Я благодарна всем свои бывшим коллегам за их подвижнический труд, за их поддержку, помощь в трудные моменты, каких в то время было немало.

Чтобы соответствовать директорской должности, молодому руководителю приходилось много читать специальной литературы, учиться на курсах, спрашивать совета у опытных коллег. Большую помощь в начале пути оказал бывший директор Ухтымской средней школы И.А. Торхов, который еще в школе увидел в ученице своего преемника.

Шли годы, а с ними приобретался опыт руководящей работы. Ухтымская школа была на хорошем счету в районе по всем показателям: и в учебно-воспитательной работе, и в спорте, и в труде. Прекрасно оформленные и оснащенные учебные кабинеты, один из лучших – пришкольный участок, богатый цветник… отличные открытые уроки педагогов, вызывающие восхищение коллег на многочисленных семинарах… Туристско-краеведческая работа, создание краеведческого музея и многое другое. Все это – результат сплоченной работы всего педагогического коллектива.

-Умная, тактичная, но вместе с тем требовательная, очень хороший организатор, - вспоминают о ней бывшие коллеги С.Ю. Шабурова, Н.А. Самарина. – Раису Александровну уважали все: и ученики, и учителя, и родители. До сих пор односельчане вспоминает ее добрыми словами.

В 1983 году за большие успехи в руководящей и преподавательской деятельности Р.А. Прилуковой присвоено высокое звание «Отличник народного образования».


Управленческая работа

В 1989 году Раисе Александровне предложили работу в Богородском РОНО сначала в качестве инспектора и заместителя заведующего. С присущей ей ответственностью включилась в новую работу, на ходу училась, вникала в суть дела. Командировки, инспекторские проверки школ, анализ деятельности директоров, учителей. Вот где пригодился бесценный опыт директорской и учительской работы, умение видеть перспективу. В 1997 году областной отдел народного образования назначил Р.А. Прилукову на пост начальника Управления народного образования. Сфера деятельности значительно расширилась: под началом руководителя все образовательные и дошкольные учреждения района. Девять лет она трудилась на этой работе в труднейший период так называемой перестройки, когда ломались привычные нормы и стереотипы. В условиях формирования рыночной экономики новой функцией образования стало оказание потребителям комплекса образовательных услуг, в том числе обучение школьников работе на компьютере, раннее обучение иностранному языку, подготовка учащихся к поступлению в вузы. В учебные планы включаются экономика, экология, краеведение. Учителя осваивали новые формы и методы преподавания, педагогические технологии. Напряженный творческий труд всех работников народного образования дал хорошие результаты: учащиеся школ района становились лауреатами и дипломантами не только областных, но и Всероссийских олимпиад Учителя стали участвовать в районных и областных конкурсах «Учитель года» и выходили победителями. В труднейших условиях удалось модернизировать материальную базу, чтобы в новых условиях удержать высокий образовательный уровень. В школу поступали новые комплекты оборудования, компьютеры.

Именно в эти годы начался взлет Ошланской средней школы из рядовой в одну из лучших сельских школ страны. Директор школы, «Заслуженный учитель РФ» В.А. Зашихин, вспоминает о той роли, которую сыграла в этом процессе начальник Управления народного образования:

-Раиса Александровна всегда стремилась к инноватике, поощряла внедрение нового в педагогике. Она находила возможность помочь, поддержать и строго спросить, если это требовалось. С ее напутствием мы всегда участвовали в конкурсах, форумах, конференциях областного и российского уровней и побеждали.

Сотрудники, директора школ вспоминают своего бывшего начальника как незаурядного, с широким кругозором и высоким профессиональными качествами руководителя, не терпевшего застоя и сумевшего обеспечить стабильную работу учреждений народного образования.

Труд учителей Богородского района высоко оценивался на областном уровне за хорошие результаты ЕГЭ, победы на олимпиадах и конкурсах, спортивные успехи.

Недаром за управленческие успехи Р.А. Прилуковой было присвоено в 1996 году высокое звание «Заслуженный учитель школ РФ».

Выйдя на пенсию, Раиса Александровна и сейчас продолжает трудиться на благо своего любимого народного образования. В 2006 году Р.А. Прилукову пригласили на работу в Институт развития образования в отдел «Сопровождение конкурсного движения и сетевого взаимодействия», где оценили по достоинству ее профессиональные качества, большой опыт педагогической и управленческой работы.

Она не теряет связи с родным краем, с директорами и учителями школ района и всегда готова помочь в их деятельности.
- Я благодарна своим бывшим коллегам, сотрудникам за их подвижнический творческий труд, за преданность школе. А молодым учителям хочу пожелать: «Дерзайте и никогда не бойтесь ответственности!» - сказала напоследок Раиса Александровна Прилукова.

Лариса САМСОНОВА.
На снимке: Заслуженные учителя РФ Богородского района

Р.А. Прилукова, В.А. Каловский, Н.В. Щелчкова, В.А. Зашихин, В.Г. Обухова.

(При использовании статьи ссылка на источник http://bogorodskoe-zaria.ru/main/obrazovanie/509-lyubov-k-narodnomu-obrazovaniyu.html обязательна). 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.