Жизнь богатая воспоминаниями

Категории: Рубрики / Люди родного края от 17-09-2012, 13:56, посмотрело: 2 787

Учитель с большой буквы - так говорят о самых достойных учителях. Так можно сказать о Раисе Ильиничне Зориной, патриоте своей профессии и своего предмета – учителе-словеснике, в течение сорока лет учившей своих учеников видеть удивительную красоту и богатство русского языка и литературы. Вот уже более двадцати лет Раиса Ильинична находится на заслуженном отдыхе. 15 сентября она отмечает свой восьмидесятилетний юбилей. 

 

Детские годы

Раиса Ильинична родилась в 1932 году в деревне Шишово (Панфиловский сельсовет), что находилась в 8 километрах от села Богородское, в семье, где воспитывались семеро детей. Мать трудилась рабочей в колхозе. Отец, имевший четырехклассное образование, в годы коллективизации работал председателем Панфиловского сельсовета. 
Когда Раисе было три года, ее семья, в поисках лучшей жизни, поверив посулам вербовщиков, отправилась жить и работать в Украину. Но спустя год была вынуждена вернуться в родную деревню. Затем недолгое время жили в Ухтыме, накануне войны переехала на постоянное место жительства в село Богородское. Село в тот период было небольшое, состояло из трех улиц: Советская, Ярославская, 1 Мая. Там, где в настоящее время находится здание автостанции, уже была его окраина.
Ей было всего девять лет, когда началась Великая Отечественная война. В памяти сохранилось немногое. Ей запомнилась забота со стороны государства о детях фронтовиков. Для них были организованы школьные обеды (до войны обедами в школе не кормили), социальный отдел обеспечивал минимумом одежды. В школе располагался эвакуированный из Ленинграда детский дом, и богородские школьники делились с детдомовцами небогатыми обедами, которые приносили из дома. Жизнь в тылу проходила под лозунгом: «Помоги фронту». Учащиеся школы, оказывали помощь колхозу, каждому ученику определялась норма, которую необходимо было выполнить.


Учитель-словесник

Всю свою трудовую жизнь Раиса Ильинична посвятила школе. Она мечтала стать учителем с детства. На выбор профессии повлиял пример трех педагогов. В первую очередь, Валентина Лаврентьевна Юрпалова, учитель начальных классов. В среднем звене это была Серафима Всеволодовна Утробина, учитель русского языка и литературы. В старшем звене - Константин Ефимович Качанов, учитель литературы, директор школы. По словам Раисы Ильиничны, это были очень душевные, знающие, умеющие заинтересовать и заинтриговать учителя. На их уроках учащиеся даже дышать боялись, вот как было интересно. 
Ее педагогическая деятельность началась сразу после окончания Богородской средней школы. С педагогическими кадрами в районе была «напряженка», поэтому на работу приглашали выпускников школ. Раису Ильиничну пригласили в Ухтымскую школу на должность учителя четвертого класса. Ее мечта сбылась. Вчерашняя ученица переступила порог класса в качестве учителя. В классе было сорок человек и что примечательно, ее ученики были ей ровесниками - им семнадцать лет и ей семнадцать. Но, несмотря на это, вспоминает она, в классе была всегда удивительная дисциплина.
Окончательно утвердившись в своем желании связать жизнь с педагогикой, Раиса Ильинична поступила в Кировский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина на историко-филологический факультет. Кстати, ей не пришлось для этого ехать в областной центр - выездной экзаменационной комиссией института вступительные экзамены у нее были приняты в родном районе.
В течение пяти лет, пока получала высшее педагогическое образование, она трудилась в разных сельских школах района. Наибольшее удовлетворение, по ее словам, ей принесла работа в Парагаевской семилетней школе, где в то время училось 250 учеников. В этой деревне было необыкновенно глубокое уважение к учителю. Причем, как со стороны детей, так и со стороны родителей. Учитель на селе была главная культурная сила. Концерты, пьесы, которые они готовили вместе с учениками, с нетерпением ждали жители окрестных деревень. Все учителя были пропагандистами и агитаторами. На их лекции собирались по 30-50 человек.
Окончив КГПИ и получив диплом учителя, Раиса Ильинична начала работу в должности учителя русского языка и литературы в Богородской средней школе. Работать, вспоминает она, было очень приятно, дети стремились к получению знаний. Классы были очень большие. Было время, когда учащиеся занимались в пяти зданиях, учителям приходилось переходить из одного здания в другое.
Раиса Ильинична в совершенстве владела методикой преподаваемых предметов, буквально наизусть знала изучаемые произведения. Она входила в областной актив учителей-словесников, ежегодно принимала участие в региональных научно-практических конференциях. Долгие годы руководила районным методическим объединением филологов, которое являлось одним из лучших в районе.
Ученики вспоминают ее уроки русского языка и литературы только с глубоким уважением:
- Она была требовательной, но справедливой.
- Ей было достаточно одного взгляда, что в классе воцарилась полная тишина.
- Давала прочные знания, учила подтверждать цитатой из текста любой довод, скрупулезно составлять план школьного сочинения, писать его по всем правилам.
- На своих уроках она уделяла особое значение работе над словом, выражением, фразой…
Кроме этого, она вела большую внеклассную работу, являлась руководителем литературного кружка в школе.
Помимо основной деятельности несла большую общественную нагрузку, отнимающую много сил и времени. Участвовала в художественной самодеятельности. Была участницей сводного хора больницы и коллектива Богородской школы (в его составе было 70 (!) человек).

 

Директор школы

В течение пяти лет Раиса Ильинична работала директором Богородской школы. В этот период в школе обучались 745 человек, работали 9 групп продленного дня (по 35 человек), в интернате проживал 121 человек (были заняты оба этажа). 
- Только начав работать директором, - говорит она, - поняла, что значит слово «ответственность». Рабочий день начинался в 7 часов утра и заканчивался уже затемно. Раньше восьми домой не приходила. Нужно было проследить за всем, нередко возникали ситуации, когда нужно было одновременно в нескольких местах. Вот и бегала – «одна нога здесь, другая там».
Но самой тяжелой ношей в работе директора были котельные.
- Их было две – в школе и интернате. – Вспоминает Раиса Ильинична. - Работали они на привозном топливе – угле, на арендованном в СХТ транспорте его привозили из Зуевки и Кирова. Машины угля хватало на сутки. Но самое главное - не было постоянных, надежных кадров. Не доверяла кочегарам, а потому всю зиму ежедневно, каждую ночь - в 12 (!) часов, ходила их проверять.
До сих пор она с благодарностью вспоминает мальчишек - учащихся 10«a» класса (выпускники 1981 года), которые с готовностью откликались на все ее просьбы. Нередко им приходилось осуществлять и разгрузку угля.


По заслугам и честь

Раиса Ильинична искренне благодарна руководству школы, всем учителям и воспитателям, с кем ей довелось работать в Богородской школе в течение 35 лет, за их самоотверженный труд по обучению и воспитанию учащихся. 
Общий педагогический стаж Раисы Ильиничны 40 лет. Ее труд отмечен многочисленными Почетными грамотами. Она награждена орденом «Знак почёта», медалью «Победитель социалистического соревнования 1973 года». Ей присвоены звания: «Отличник народного просвещения», «Учитель-методист», «Ветеран труда».
Она почетный гость на ежегодных встречах выпускников. Бывшие ученики Богородской школы трудятся в различных сферах и отраслях народного хозяйства, как в родном районе, так и далеко за его пределами. Она гордится многими выпускниками, в их числе Т.Я. Ашихмина, профессор, работает на кафедре химии Вятского государственного гуманитарного университета, Г.И. Плехов, глава Нововятского района г. Кирова, С.В. Кормщиков, председатель правления облпотребсоюза, А.В. Растегаев, председатель Совета Богородского райпо, Н.А. Черемискина, директор Хорошевской школы… Много среди ее учеников и учителей русского языка и литературы, в их числе Н.А. Чижова, Н.В. Абашева.


Образец для подражания


Раиса Ильинична воспитала дочь Валентину, которая по ее примеру стала учителем русского языка и литературы, вот уже более 30 лет она трудится в Богородской школе. Ее муж Николай Иванович Колесников - профессиональный водитель.
Громадным авторитетом и образцом для подражания Раиса Ильинична стала и для своих внуков Елены и Григория и это не вызывает удивления – она щедро дарила и дарит им безграничную заботу и внимание. Внуки получили профессию юриста. Кстати, муж Елены тоже юрист, майор полиции в г. Кирове
Подрастают двое правнуков, которые также не чают в ней души – Машенька (ученица 2 класса общеобразовательной школы и 3 класса музыкальной школы) и Мишенька (3 года).


Не унывать ни при каких обстоятельствах

Выйдя на заслуженный отдых Раиса Ильинична не испытывала пенсионной скуки. В свое время ее жизнь была насыщена событиями, встречами, сейчас она богата воспоминаниями. В ее доме хранятся сотни фотографий, связанных с работой в школе, учениками, а также с интересным увлечением – поездками по нашей необъятной стране. Скучать не дают также и книги. 
Раиса Ильинична, несмотря на почтенный возраст, отличается бодростью духа и статной осанкой. В чем секрет? В особых диетах? Как выяснилось: «Не унывать ни при каких обстоятельствах».

Мы поздравляем Раису Ильиничну с почтенным юбилеем! Желаем крепкого здоровья, тепла, заботы и внимания со стороны родных и близких.


Светлана МЕТЕЛЕВА.
Фото автора.
(При использовании статьи ссылка на источник http://bogorodskoe-zaria.ru/main/persona/482-zhizn-bogataya-vospominaniyami.html обязательна).

br /




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.