Гвозди бы делать из этих людей!

Категории: Рубрики / Люди родного края от 24-01-2020, 12:55, посмотрело: 717

19 января отличнику народного просвещения, ветерану педагогического труда Марии Дмитриевне ИСУПОВОЙ исполнилось 80 лет. За ее плечами большой жизненный путь и огромный педагогический опыт.

Мария Дмитриевна просто до краев наполнена различными знаниями. Что неудивительно, она 20 лет училась и почти 40 лет учила.

Учиться! Учиться! Учиться!

Ленинский завет: «Учиться! Учиться! Учиться!» стал её жизненным принципом. Первоначально она окончила Вогульскую начальную школу, затем семилетнюю Спасскую школу, программу восьмого класса осваивала в Богородской средней школе.

С восьмилетним образованием, пришла работать счетоводом в колхоз «Рассвет», который сначала объединял 9 деревень, а затем, в связи с укрупнением хозяйств, – 14. Азы профессии осваивала самостоятельно, затем окончила Шабалинскую школу счетоводов.

В 22-летнем возрасте поступила на очное отделение Омутнинского педагогического училища. В советское время подход к подготовке учителей начальных классов был очень серьезным. Будущие педагоги учились четыре года, осваивали курс 39 предметов. Обучаясь в стенах училища, студенты получали право продолжить образование (заочно) в Кировском педагогическом институте на географическом факультете. Экзамены в ВУЗ выпускники училища сдавали на месте, их принимала выездная экзаменационная комиссия.

Получив профессию «Учитель начальных классов», Мария Дмитриевна приехала работать по специальности в Тумановскую восьмилетнюю школу и продолжила педагогическое образование. Но успешную студентку-заочницу спустя два года обучения… отчислили. Академический отпуск на период рождения детей-погодков был не предусмотрен. Спустя несколько лет, когда старшему сыну исполнилось 4 года, ей пришлось заново поступать в институт, сдавать вступительные экзамены. Таким образом, на получение высшего педагогического образования у нее ушло семь лет.

Говорят, что настоящий учитель учится всю свою жизнь, чтобы «всегда быть в ногу со временем и ещё – чуть-чуть впереди». По словам Марии Дмитриевны, за 37 лет педагогической деятельности в сельской школе, помимо географии, ей довелось вести едва ли не весь ряд учебных предметов. А на урок с одним текстом из учебника, уважающий себя учитель не придет. Чтобы быть во всеоружии перед пытливыми учениками учителю приходилось много читать дополнительной литературы по изучаемой теме.

Здесь следует отметить, что чтение – одно из любимых занятий Марии Дмитриевны. Она росла в деревне в период, когда не было ни радио, ни телевидения, зато были книги. Как известно, тот, кто в детстве полюбил книгу, не расстанется с ней уже никогда.

- Выйдя на пенсию, переехав в п. Богородское, сразу же записалась в Центральную библиотеку. Сестра, работавшая в то время библиотекарем, подсчитала как-то для интереса, что за год мною было прочитано 226 книг,- говорит Мария Дмитриевна.

К сожалению, сейчас она – инвалид II группа по зрению и уже не может позволить себе много читать.

…Бывшего педагога, обладающего большим набором знаний, просто невозможно поставить в тупик неожиданным вопросом – память тут же услужливо «подсовывает» нужный ответ.

 

Труд - как стержень жизни

Жизнь Марии Дмитриевны не была устлана цветами. Ей довелось пройти испытание и голодом, и холодом.

Она воспитывалась в многодетной семье. Ее детство пришлось на военные и послевоенные годы. Еще одной проверкой на прочность стал арест отца. Его фронтовика, отважного разведчика, в 1947 году объявили «врагом народа».

- Согласно политике государства, во главе всего стоял план по сдаче сельхозпродукции, в том числе зерна. А что останется колхозникам (и останется ли) власть особо не волновало. 1947 год выдался необыкновенно тяжелым, и правление колхоза приняло решение раздать колхозникам, находящимся уже на грани голодной смерти, второсортное зерно с мякиной и лебедой вперемешку. Благое дело не осталось безнаказанным, по доносу всё колхозное правление (семь человек) было репрессировано. Отцу (колхозному бригадиру) дали 8 лет воркутинских лагерей без права переписки (правда, через год отпустили). В качестве «показательной порки» - конфисковали зерно, вывезли, вымели всё - до зернышка. На руках у матери осталось семеро детей и двое престарелых родителей, - вспоминает Мария Дмитриевна.

Семья выжила тогда за счет сохранившегося богатого приданного матери, а также ее ткацкого и швейного таланта.

- Мама была из зажиточной семьи. Дед был по тому времени очень грамотным - окончил церковно-приходскую школу. 9 лет служил в царской армии, в годы первой Мировой войны попал в Австрии в плен, сумел бежать, домой приехал на велосипеде. Имея деловую жилку и крестьянскую смекалку, организовал работу собственной кузницы. Металл привозил из г. Омутнинска, выкованные изделия продавал на Нижегородской ярмарке. На вырученные деньги помимо прочего покупал ткани, нити. Всем дочерям, в качестве приданного, купил по швейной машинке. Мама владела рукоделием в совершенстве - ткала сложными узорами скатерти, ковры, половики; хорошо вышивала, но основным ее умением было шитье. Всё скопленное «добро», полученное ею в качестве приданного, было «проедено» в страшные годы. Спасло от неминуемого голода и шитье. Днем мама работала на ферме, крутилась по дому, а ночью шила, шила всё - лёгкую одежду, брюки, шубы (как-то за зиму сшила 40 шуб). Спрос на шитье в послевоенные годы был очень высоким. Многие фронтовики в качестве трофея привезли домой различных тканей, - рассказывает о материнском трудовом подвиге Мария Дмитриевна.

Семья стояла оплотом, дети, как могли, помогали взрослым по хозяйству. Тяжесть крестьянского труда Мария Дмитриевна познала сызмальства.

- Я росла здоровой, была крупной по комплекции, а потому мне доставалась самая тяжелая работа. К примеру, уже в 1-м классе мама дала мне в руки серп. В 10 лет (4 класс) я за четыре дня «в одни руки» выжала серпом целую усадьбу вызревшего ячменя (соток 30-35). В пятом классе, всех одноклассников ставили пасти скотину, а меня – косить траву, наравне с женщинами. Неудивительно, что к старшим классам тело налилось силушкой богатырской, тяжеленные мешки с зерном таскала на плече, чуть ли не вприпрыжку, - рассказывает она.

Труд закалил волю и характер. Что бы потом не «подкидывали» жизнь и коммунистическая партия, Мария Дмитриевна с честью справлялась с любым порученным делом, причем без малейшего ропота на трудности. В частности, не являясь по натуре хозяйственником, в течение четырех лет стояла во главе Тумановской школы, засучив рукава, с присущей ей ответственностью и настойчивостью решала насущные вопросы.

Помимо основной работы на ней «висело» пять (!) общественных нагрузок. Это – депутат сессии райсовета, секретарь парторганизации в школе, художественная самодеятельность (учителя готовили концерты для селян к 7 ноября и Новому году, к 23 февраля, 8 марта и 22 апреля, к 1 мая и ко Дню Победы…), лекторская деятельность (зона ответственности – деревня Ларенцы; раз в месяц – в зной, дождь или метель, она шла пешком за 3 км, чтобы читать комсомольцам и коммунистам пропагандистские лекции)…

….Педагогический труд М.Д. Исуповой отмечен высокими государственными наградами – «Победитель соцсоревнования», «Отличник народного просвещения», «Ветеран труда». Ее общественная деятельность нашла высокое признание. В частности, она стала единственным коммунистом в Богородском районе награжденным настольной медалью «За пропаганду марксизма-ленинизма и политики КПСС», памятную награду она получила из рук В. Бакатина, I секретаря Кировского обкома партии.

 

Спорт – норма жизни

С раннего детства Мария Дмитриевна стоит на лыжах, за ее плечами тысячи километров лыжни.

- Спасская школа располагалась в трех километрах от родной деревни Агапово. Всю зиму ходила в школу на лыжах: утром 3 километра, потом уроки физкультуры на лыжах, после уроков - спортивная секция, до дома снова на лыжах 3 км, - вспоминает она.

Часто проводились районные лыжные соревнования, как правило, в воскресенье.

- В субботу, после уроков, группа спасских ребятишек отправлялись на лыжах в с. Богородское (15 км). Переночевав в холодной школе, сидя за партами, они бежали дистанцию 2-3 км на время, шли обратно 15 км, делали уроки и утром бежали в школу. Примечательно, что такие марш-броски для школьников, не являлись повинностью, наоборот, были в радость.

В Богородской средней школе её спортивные истории были еще «круче». Неугомонными юными лыжниками было принято решение принять участие в областных соревнованиях, в г. Зуевке. Сказано – сделано, и героические школьники отправились на лыжах в Зуевку, планируя за два дня пройти 72 километра, по трескучему морозу! Пройдя 30 километров до с. Лемы, переночевав там, повернули обратно. Соревнования отменили из-за «жесткого» мороза.

…С лыжни М.Д. Исупова «сошла» уже, будучи в солидном возрасте.

 

Начала петь раньше, чем ходить

Мария Дмитриевна запела впервые в 2-летнем возрасте. Это была частушка на тему: война с Германией, которая «отняла тятеньку».

Любовь к песне у нее заложена генетически, впитана с молоком матери. В их семье пели все и всегда. Пели, идя на работу, пели за работой, пели, идя с работы, не обходилось без песни ни одно семейное торжество. Глядя на родителей, дети тоже пели, нуждаясь в зрителе, самоорганизовывались и готовили друг для друга концерты.

Став первоклассницей, Мария старательно пела на уроках пения, в пятом классе уже уверенно солировала. В старших классах у нее появилось ответственное поручение - ее привозили на семинар в райком комсомола, где сначала девочка сама разучивала комсомольские песни, а затем давала «мастер-класс» в школе.

Будучи уже взрослой, являясь учителем в школе, без ее участия не обходился ни один концерт. Она готовила школьный хор к смотру художественной самодеятельности, руководила хором учителей, дающих тематические концерты для сельчан.

Выйдя на заслуженный отдых и переехав в райцентр, Мария Дмитриевна тут же «записалась» в ветеранский народный хор.

…Перестала петь со сцены только в силу возраста и состояния здоровья. Но с песней не расстается. Уже давно уехав из родных Туманов, нет-нет да дает своим бывшим односельчанам «уроки музыки»… по телефону.

 

Много о чём рассказала Мария Дмитриевна в преддверии юбилея, говорили мы с ней о былом и о дне сегодняшнем, о семье и увлечениях. На протяжении всего разговора не переставали удивлять её безмерные силы, терпение и стойкость. Хотя чему удивляться, такие люди, как она, имеют особенную закалку. Как писал В. Маяковский: «Гвозди бы делать из этих людей! Не было б в мире крепче гвоздей!».

 


Светлана МЕТЕЛЁВА.
Фото: автора.
(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/persona/1804-gvozdi-by-delat-iz-etih-lyudey.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.