Путь к истокам

Категории: Рубрики / Культура от 2-08-2012, 10:56, посмотрело: 1 947

Больше недели с 5 по 12 июля в райцентре, богородчане и гости поселка могли посетить фотовыставку С.П. Шаклеина «Путь к истокам», которая отразила 25-летнюю историю Великорецкого Крестного хода. Поводом для этого события, со слов Станислава Петровича, послужило то, что в нынешнем году он отметил свое 65-летие. И, несмотря на то, что подарки принято дарить юбиляру, он в свою очередь решил сделать подарок землякам. Место показа фотовыставка было выбрано также не случайно, у церкви Рождества Пресвятой Богородицы.


- Каждый человек рано или поздно обращается к Богу, приходит в храм, и я иду к своей вере, - говорит С.П. Шаклеин. – Поэтому и разместил свою фотовыставку у святого места. Здесь особая атмосфера, здесь хочется остановиться и подумать.


Более емко Станислав Петрович рассуждает о своей жизни в своем юбилейном материале: «Живем, чтобы жить!»:
«Вот и пришло время остановиться, оглянуться, понять, наконец, что торопиться незачем, вспоминая гениальные песенные строчки: «Ямщик, не гони лошадей!»


А ведь все так динамично начиналось: лучезарное детство, школьные годы, познание профессии, служба в армии и работа на знаменитом «Ростельмаше», а после вновь долгие годы учебы. Случалось и непредсказуемое: занесло, затянуло на 30 лет в журналистику. Повидал нашу необъятную Родину, побывав во многих краях, республиках и регионах. По заданиям центральных газет вдоволь поездил, полетал, походил и даже ползал (по шахтам с репортерской фотокамерой). Повидал многое и за границей, где пожил в свое время. Вот только воздух Родины он особый…


И, кажется, это было вчера, а уже 12-й год судьба держит в коллективе легендарного авиационного предприятия. Далек от мысли сбежать. В коллективе «Лепсе» востребован.
Был такой случай. Однажды во время поездки на столичный МАКС по заданию предприятия снимал на «Nikon» летним вечерком Красную площадь. Увидел старого приятеля – известного московского фотожурналиста. Он тоже водил свой «Cenen» направо и налево. Поздоровались, обнялись.
- Где ты сейчас? – спрашивает.
- На заводе в Вятке, - говорю ему.
А он: «Я тебя не понимаю! Что ты там застрял?!»


Так к сожаление считалось и считается: если человек ушел из центральной прессы на завод, то он там, как творческая личность, как развивающийся специалист погибнет. По правде говоря, и я когда-то так думал. Но даже если это, с одной стороны, отчасти и обусловлено заводскими обстоятельствами, то, с другой стороны, в таком коллективе, как «Лепсе», я не могу не чувствовать себя счастливым человеком. Хотя бы потому, что все эти годы часто приходилось с раннего утра до позднего вечера быть среди поистине одержимых людей – настоящих созидателей. Быть полезным им своим журналистским, художественным, репортерским, дизайнерским, оформительским и полиграфическим трудом. Я перечислил специальности, которые мне в жизни пришлось освоить в той мере, чтобы делать свое дело на современном уровне, а не быть обузой для уважаемого мною коллектива. Все это пригодилось мне и при издании книг, в том числе посвященных предприятию.


Конечно, можно согласиться с мнением москвича-журналиста, ведь все эти 12 лет мой труд был недостаточно востребован городской и областной властью. А раньше мне приходилось бывать во многих властных кабинетах, выполнять задания высокопоставленных сотрудников администраций, порой творчески очень интересные мне. Например, по поручению А.М. Михеева подготовил проект книги «Земля Вятская», которая была напечатана в Чехии тиражом 10000 экземпляров. Для городской администрации подготовил макет и текстовую часть первого номера журнала «В новый век», который издавался два года. При поддержке Н.П. Киселева и руководства ОАО «Славич» (г. Переславль-Залесский) готовил первые номера всероссийской газеты для фотохудожников.


Впрочем, что не делается, все к лучшему! В пресс-центре ОАО «Лепсе», где работаю на контрактной основе, круг моих возможностей ограничен. Но все задания и новые проекты, которые приходится выполнять, творчески интересны. Получается почти по Маяковскому – «планов громадье». И благо, что коллектив пресс-центра, возглавляемый В.Н. Коцепаловым – это дружная команда талантливых людей.


Начали мы с тобой, дорогой читатель, разговор с того, что спешить с возрастом никуда не следует. Вот если бы еще статистика не предрекала мужчинам нашей страны лишь ей понятную по срокам для каждого из нас жизнь, тогда бы и морально легче было. Но какое нам дело до статистики! Живем и будем жить! Если сегодня пасмурно, то завтра уж точно настанет солнечный день».


Выставку посетило огромное количество людей, и не только жителей района, а из Саратова, Нижнего Новгорода, Москвы, Украины, Иваново, Кирово-Чепецка, Оричей, Сунны, Перми. Кто-то возвращался к фотоработам по нескольку раз, кто-то приходил целыми организациями. Пришли посмотреть на выставку воспитанники и воспитатели детского сада «Солнышко». Средняя, старшая и подготовительная группы ребят с неподдельным интересом вглядывались в лица незнакомых людей, смотрящих на них с фотографий.


Не смогла остаться в стороне от этого события и Лариса Борисовна Самсонова (она знакома нашим читателям, как внештатный автор, по многим материалам, опубликованных в районке). Вот какое впечатление произвела на нее фотовыставка:


Жаркий июльский день. Перекресток дорог. Старые разросшиеся тополя дают тень. А через дорогу, на самом солнцепеке, у входа в Богородскую церковь по периметру аккуратного современного, хотя и скромного забора – длинное яркое пятно, видное издалека. Притормаживают машины, переходят дорогу прохожие.

- Что это? – удивляются люди. – Да это же выставка фотографий, посвященная знаменитому (теперь уж на всю Россию) Великорецкому крестному ходу. На одном из планшетов надпись: «Фотовыставка С.П. Шаклеина «Путь к истокам». Серия снимков посвящена Крестному ходу на Вятке и потому расположена близ церковной ограды. На каждом снимке – эпизод из 25-летнего соучастия фотохудожника с людьми, идущими пешком из Кирова на реку Великую. Село Великорецкое с его храмом находится в Юрьянском районе – это около восьмидесяти километров. В любую погоду: в жару или холодный ветреный день, под дождем или градом – потоком идут люди к заветному месту. В основном, это пожилые люди, давшие обет – посетить святое место. Священники, монахи, несущие икону, хоругви. Женщины с детьми, инвалиды на колясках, подростки – и немало мужчин молодого и среднего возраста. Вот на снимке многотысячная толпа идет вдоль по проселочной дороге. По обеим сторонам – лес. Художник показывает мощь народного шествия – шутка ли: более двадцати тысяч людей, одержимых религиозным чувством, неудержимо движутся вперед. А вот другая панорама: на фоне красного, как кровь заката, озарившего полнеба, маленькие фигурки людей, которых ничто не может остановить. Их объединила одна большая цель: очистить в святом месте свою душу и тело. Проверить себя. 


С. Шаклеин выделяет на фотопортретах отдельных людей: вот пожилой рыжебородый священник принимает исповедь молодого человека. Поражает контраст: светлое, изборожденное морщинами, голубоглазое лицо старика – священника – и темное, страдающее лицо молодого мужчины, который сейчас облегчит свою душу раскаянием и обретет свободу и свет. Вот еще один портрет: известный вятский писатель В. Крупин идет с рюкзаком за спиной. Седовласый, седобородый, умудренный жизненным опытом человек, один из многих, он все-таки выделяется из толпы. Повернувшись на мгновение, он задержал спокойный внимательный взгляд серых глаз на знакомом лице. Рядом с ним идет внук, мальчик лет семи. Хорошее русское лицо, доверчивая улыбка.


С. Шаклеин – мастер пейзажа. Останавливает взгляд панорама реки Великой. Течет и течет вдаль русская река, каких много в России. И нет ей конца. А вдоль берегов – поля, луга, леса. А над всей этой красотой – голубое с легкими белыми облаками небо, темнеющее на горизонте.


…Все снимки, помещенные на выставке, невозможно перечислить. Вместе взятые – они рассказ о том, как люди, разуверившись в земном счастье, ищут его по другую сторону. Сколько светлых, счастливых мгновений! Поражает умение автора мгновенно распознать драматичность сюжета.


…Мне очень понравилось уважительное отношение к выставке под открытым небом жителей нашего поселка. Ни одного пренебрежительного слова, какой-то насмешки, ухмылки – только уважение и благодарность за доставленную радость, возможность соприкоснуться с прекрасным. Искусство должно принадлежать народу и быть доступным для народа. Юрий Колодкин метко назвал выставку «праздником на богородской улице», и с его утверждением нельзя не согласиться.


Богородское переживает нелегкие времена, но оно имеет право на праздник, яркое событие, которое надолго останется в памяти. Встреча с искусством объединила всех нас, сделала, хоть на микрон, радостнее, внимательнее, душевнее. Поистине верна мысль великого поэта: «К нему не зарастет народная тропа». К нему, значит, к искусству.


В книге отзывов оставлено более 50 записей с благодарностями и добрыми пожеланиями в адрес автора. Вот некоторые выдержки из них:


…Огромное спасибо. Фотографии прекрасны – настоящее искусство. Возвращение к истокам – это память о нашей малой Родине, о наших родных и близких. Здорово, что есть люди, которые несут новому поколению свое искусство и память о прекрасном. (Н. Карловская, с. Ошлань).


…Выставка вызвала огромное впечатление, поедем в Великорецкое…(семья Копысовых Александра и Елены, г. Чехов Московской области).
11-летняя Елизавета Ходырева пишет: «Я внимательно посмотрела всю выставку. Она очень интересная. Дух завораживает. Просто чудо. Приезжайте к нам еще…».


…Нужное дело для просвещения людей православных и непровославных. Дай бог, чтобы многие из богородчан уразумели и пришли к Господу своему…(Л. Лямина, Л. Машковцева, О. Варнина).


Материал подготовила Светлана ЧИПИЛЁВА.
Фото автора.
(При использовании статьи ссылка на источник http://bogorodskoe-zaria.ru/main/kultura/418-put-k-istokam.html обязательна).




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.