Общее у всех у нас одно – все мы разные

Категории: Рубрики / Люди родного края от 10-12-2020, 16:01, посмотрело: 867

Как причудливо жизнь тасует людей в своей колоде. Порой мы даже не задумываемся о том, с кем находимся рядом. Ведь чаще всего бывает, что люди скромны и не любят говорить о себе. Светлана Владимировна ОПАЛЕВА независимая по характеру, живущая своей жизнью и вместе с этим простая и честная с собой накануне своего юбилея согласилась посекретничать с «районкой».

- Светлана Владимировна, расскажите, пожалуйста, откуда Вы родом?

- Родилась я на Кольском полуострове в городе Апатиты Мурманской области, который расположен за Полярным кругом, на широте вечной мерзлоты, вблизи скалистых и безлесных гор с названием Хибины, полярных тундр и множества чистейших озер и горных рек с ледяной водой, где чувствуется холодное дыхание Арктики, Баренцева и Белого морей.

Если посмотреть на запад - рукой подать до границы с Финляндией и Норвегией; на север – Ледовитый Океан, никогда незамерзающий Мурманский морской порт, откуда огромные ледоходы и траулеры уходят в дальние плавания. В годы Великой Отечественной войны здесь шли ожесточенные бои с войсками вермахта. Это был стратегический пункт, через который приходили караваны PQ из США и уходили из СССР под кодом QP по договору «лендлиза».

 

- Вы родились 9 декабря, в самый разгар полярной ночи…

- Да! В этот период солнце совсем забывает о существовании северной земли - Лапландии - на долгие 1,5 месяца. Круглые сутки темно и от постоянно включенных уличных фонарей красиво искрятся снежные сугробы. На фоне черного небосвода часто можно наблюдать удивительное северное сияние - его желто-зеленые сполохи волшебно и легко передвигаются по небесной траектории.

Зимние месяцы длятся бесконечно долго, людям с «Большой земли» никогда не понять радость северян при первом появлении красного диска Солнца в середине января. Поэтому на Кольском полуострове очень широко празднуют «праздник Солнца» 20 января. Даже после окончания зимы снег еще долго напоминает о ней – последние сугробы на газонах тают лишь в июне.

Зато начинается полярное лето – с мая белые ночи, а июнь и июль – полярный день – когда солнце совсем не заходит за горизонт, а только чуть касается края земли и тут же начинает подниматься вновь. Светит ярко, но не греет, средняя температура «летом» примерно +12 градусов, не очень жарко. Вот такая моя малая родина – холодная, но красивая. Здесь прошло мое детство, школьные годы и часть самостоятельной взрослой жизни.

 

- Кто Ваши родители?

- О своих родителях скажу коротко, хотя судьба каждого из них может стать сюжетом для повести.

В далекие 30-е годы прошлого века семья моей мамы, проживающая в Ленинграде, подверглась сталинским репрессиям: моего деда арестовали по политической 58 статье, дали 10 лет «без права переписки» и выслали «осваивать Заполярье». Родные не стали дожидаться Колымских лагерей и поехали за главой семейства на Мурман, где и остались навсегда, вернуться в Питер им уже было не суждено.

Мама пережила и бомбежки во время войны, и эвакуацию; а её отец погиб в 1943 году. Позднее, в годы перестройки, дед был реабилитирован, а мама, как «дочь врага народа», восстановлена в правах. После войны мама окончила школу, затем Мурманский педагогический и проработала учителем начальных классов более 30 лет.

По папиной линии дед из донских казаков. Его фамилия – Персидский, на первый взгляд она имеет польские корни, но исторически известно, что казаки отличались воинственностью и храбростью, постоянно находились в состоянии войны с сопредельными племенами черкесов, совершали и более дальние походы с Дона на Персию, границы которой располагались гораздо ближе к России, чем сейчас. Отличившиеся во время походов казаки получили от самой царицы Екатерины II земельный надел и прозвище Персидский. Позднее «кличка» стала фамилией и досталась мне при рождении.

Папина семья жила на Дону в г. Камышин, на том самом земельном наделе, доставшемся в наследство от предков, где большой дружной семьей они выращивали арбузы и дыни, яблоки и груши, виноград и различные сорта слив и др. В Волгоград переехали позднее. Дед воевал, был ранен, вернулся с орденами.

У папы тоже были награды и среди них самая первая - серебряная медаль за 10 лет отличной учебы в школе. В семье было пятеро детей и все они очно закончили московские институты; папа – инженерно-строительный с красным дипломом. За выдающиеся достижения в учебе ему было предложено остаться на кафедре и заниматься научно-преподавательской работой, но в конце 1950-х годов в порыве романтики и по комсомольской путевке он поехал строить новые города в Мурманскую область, где и проработал всю свою жизнь.

Последнее место работы проектный институт «Мурманскгражданпроект». Он являлся настоящим членом союза архитекторов СССР. По его проектам и чертежам «выросли» Апатиты, Полярный, Оленегорск, Африканда и еще целый ряд молодых городов Заполярья.

 

- Кем мечтали стать в детстве?

- В детстве я часто бывала на работе и у папы, и у мамы. Думала, что буду учителем или инженером.

В школьные годы я неплохо рисовала, мечтала стать дизайнером модной одежды.

Ещё хотела стать музыкантом. В 15 лет окончила музыкальную школу по классу фортепиано и после окончания 8 классов собиралась поступать в Мурманское музыкальное училище. У нас был раритетный старинный инструмент, на котором играли мои родители, после меня на нём занимался брат. Кстати, он ходил в одну музыкальную школу с Андреем Малаховым - ныне известным телеведущим.

 

- Ваше образование? Что повлияло на выбор профессии?

- Одним из любимых школьных предметов, наряду с литературой, историей, была химия, поэтому я решила поступать в Питерскую «техноложку» (технологический институт) на специальность инженера-химика (кстати, это моя вторая специальность по диплому) по технологии резины и каучуков.

Но родные уговорили меня заняться менее вредным производством – пищевым. Так я и поступила в Вологодский молочный институт (единственный в стране) на самый престижный факультет – технологический, на который конкурс был более десяти человек на место. Соответственно, и распределение было не областное, а всесоюзное.

 

- С чего начиналась Ваша трудовая деятельность, как складывалась в дальнейшем?

- После окончания института по специальности инженер-технолог, мне досталось одно из лучших мест – республиканский молочный комбинат в Сыктывкаре - столице Коми АССР.

На преддипломной практике работала сменным мастером. Было непросто – должность мастера очень ответственная, да и смены зачастую оканчивались во втором часу ночи (так много было сырья и изготавливаемой продукции). Но на помощь всегда приходили опытные мастера и работники комбината.

Кстати, в этом городе я и познакомилась с будущим мужем Александром, он проходил преддипломную практику в проектном институте «Севзапгипрозем»; через полгода у нас была свадьба в п. Богородское.

Затем была поездка в Москву по вопросу перераспределения, так как его распределили в город Вологду, в проектный институт «Севзапгипрозем» (в те времена после очного обучения от выпускника требовалось обязательно отработать три года на предприятии по распределению). В результате мы получили свободное распределение и уехали в г. Апатиты. Я начала работать на новеньком гормолкомбинате сменным мастером, Александр – по своей специальности – геодезистом в строительном тресте «Апатитстрой».

Через год родилась дочь и в августе 1990 года мы переехали в Богородское по состоянию здоровья. Здесь я тоже некоторое время работала на маслозаводе в должности заведующего производством.

В 1990-е годы мир стремительно менялся. И моя жизнь дала крутой виток - из сферы производства я перешла в сферу здравоохранения. Почти 20 лет работала экономистом в районной больнице. Азы знаний по бухучету и экономике получила в институте, тонкости специальности осваивала самостоятельно, благо для этого был необходимый базис.

Всегда с добрым чувством вспоминаю наш «больничный» коллектив, который в тот период был намного больше, чем в настоящее время; наши трудовые будни и веселые праздники с концертными номерами и, конечно, поездки с годовыми отчетами – в Департамент здравоохранения, в ФОМС, в МИАЦ. Все мы были тогда молодые и жизнерадостные, полны надежд на «светлое будущее». И вот оно наступило в виде «оптимизации» - и не от слова оптимизм.

Так я пришла работать в сферу образования, экономистом в управление образования. Здесь в своё время тоже был большой коллектив – 20 человек, включая Центр детского творчества и методический кабинет. За эти годы произошли крупные изменения, о которых думается с сожалением. Сейчас остается надеяться, что Ошланская школа будет ещё долго жить и процветать.

 

- Расскажите, пожалуйста, о семье, о семейных традициях.

- Семья для меня на первом месте. Мы всегда поддерживаем друг друга в трудные периоды жизни, стараемся подбодрить и «подставить плечо» другому.

В традициях семьи, наша дочка окончила музыкальную школу. После 9 классов - Кировский педагогический колледж по специальности «Дошкольное воспитание»/ «Музыкальный руководитель», а в дальнейшем Академию культуры.

Сейчас работает в Кировской библиотеке им. А.М. Васнецова, снабжает нас интересной литературой.

 

- Вы любите читать? Кто Ваш любимый писатель, поэт, Ваша любимая цитата из книги?

- Свою часть библиотеки, доставшуюся от родителей (более 5 тысяч книг и журналов) я подарила брату. Живя в п. Богородское, мы начали приобретать книги с 1990-х годов. Теперь наша личная библиотека невелика, но насчитывает не менее 1000 книг и журналов.

Читаем и прозу и поэзию, и зарубежную литературу и отечественных писателей. Любимых писателей и поэтов много: Эрих Мария Ремарк и Франц Кафка, Чарльз Диккенс и Джованни Боккаччо, Алигьери Данте и Иоганн Вольфганг Гете, Роберт Бернс и Вильям Шекспир, А.П.Чехов и Ф.М.Достоевский, А.М. Горький и А.Н. Толстой, Исаак Бабель и Борис Пильняк, Виктор Некрасов, Василий Аксенов и его мать Е.С. Гинзбург («Крутой маршрут»), Сергей Довлатов и Иван Ефремов.

Из русской поэзии на особом месте поэзия «Серебряного века» - Иосиф Бродский, Борис Пастернак. Мне очень нравится Осип Мандельштам:

И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме,

И Гете, свищущий на вьющейся тропе,

И Гамлет, мысливший пугливыми шагами,

Считали пульс толпы и верили толпе.

Быть может, прежде губ уже родился шёпот

И в бездревесности кружилися листы,

И те, кому мы посвящаем опыт,

До опыта приобрели черты.

 

- Где стихи, там и музыка…

- А музыка для нас как воздух и звучит в нашем доме каждый день. Проверено временем: если хотите, чтобы всё было хорошо - слушайте музыку; хотите расслабиться или вдохновиться – слушайте классику или инструментальную музыку. Под музыку всё делается проще – она задаёт ритм и темп.

Недостатка в выборе музыкальных произведений у нас нет – фонотека разнообразная: любим зарубежную музыку – изысканный американский джаз и блюз, ритмичный рок-н-ролл, элитарный регги и лиричные рок-баллады; очень нравится западно-европейская музыка 1930-40-х и 1960-70-х годов.

 

- Как предпочитаете отдыхать? Любите путешествовать?

- Это как раз в традициях нашей семьи - склонность к путешествиям. В ходе поездок получаешь много новых знаний и впечатлений, заодно изучаешь историю, географию, экономику, иностранные языки и проч.

Мы побывали во многих местах от заполярья до северного тропика (Африка); от Баренцева и Белого морей до Средиземного и Красного; от Мурманска и Питера до Москвы, Ярославля, Новгорода, Волгограда и многих др.

Объездили все черноморское побережье Северного Кавказа от Сочи, Адлера до Анапы и Новороссийска. Далее Абхазия: Гагры, Пицунда, Гантиади.

Затем Турция с ее средиземноморскими районами Анталья, Кемер, Алания, Авсалар, Сиде, Махмудлар. Кстати: Черное море ранее безраздельно принадлежало Турции, и они его называли Карадениз, т.е. «Черное море» за его свирепый нрав. Средиземное они называют Акдениз, т.е. «Белое море» за его необыкновенный ультрамариновый цвет, за теплоту и относительно длинный без штормов спокойный летний период. Наше российское Белое море поморы называли «белым» за белые гребни, когда море вскипает перед штормом. Даже этот простой пример показывает, насколько отличается понимание, казалось бы, одного и того же цвета у разных народов Земли.

Также приходилось бывать на африканском континенте: Каир (Эль-Гиза) с вечными пирамидами, еще южнее к югу Северного Египта - Хургада на берегу Красного моря, с экскурсией в архитектурный комплекс в Луксоре (вторым святилищем Фив). Строили его в 1500 году до н.э., а мельчайшие иероглифические надписи на камнях его стен сохранились до наших дней. Конечно, можно много говорить на эту тему, но лучше все посмотреть своими глазами, ведь фотографии и рассказы не могут передать все чувства, которые испытывает путешественник.

 

- Вы находитесь в прекрасной физической форме, как Вам это удается?

- Про физическую форму скажу следующее: раньше в СССР спорту уделялось большое внимание. Школьники не проводили сутки напролет перед мониторами компьютеров и смартфонов. Много читали, развивали эрудицию, занимались спортом, танцами, музыкой.

В нашем городе было два дворца пионеров. В них на досуге была возможность ходить в бассейн, заниматься лыжным спортом, включая горные лыжи. В Кировске (это в 16 км от г. Апатиты) были прекрасные горнолыжные трассы, куда приезжали отдыхать и кататься не только из Ленинграда и Москвы, но из Швеции, Норвегии, Финляндии.

В выходные дни мы с семьей ездили на подъемники регулярно до конца июня, а летом на моря - плавать до сентября. Поэтому, что такое вирусные заболевания я узнала только в Богородском районе.

 

- Ваши жизненные правила?

- Жизнь человека – это не компьютерная игра, она даётся один раз и прожить её надо так, чтобы не было стыдно наедине с самим собой за совершенные тобой поступки. А для этого надо совсем немного: каждый должен брать на свои плечи труд по своим силам, так как, если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь.

Очень красиво и верно написал Борис Пастернак:

Не слушай сплетен о другом.

Чурайся старых своден.

Ни в чем не меряйся с врагом,

Его пример не годен.

Чем громче о тебе галдёж,

Тем умолкай надменней.

Не довершай чужую ложь

Позором объяснений.

Вообще, никогда не следует быстро ожидать хорошего результата. Что бы вы ни делали, главное - двигаться в верном направлении. Важно не сидеть на месте, а пытаться, пробовать, ошибаться, продолжать или начинать снова. Движение – это жизнь.

Одна из любимых философских цитат Ремарка: «Нет ничего постояннее непостоянства». И еще одна: «Общее у всех у нас одно – все мы разные».


Светлана МЕТЕЛЁВА.

(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/persona/1976-obschee-u-vseh-u-nas-odno-vse-my-raznye.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.