Врагу не сдается наш гордый «Варяг»

Категории: Рубрики / Люди родного края от 24-04-2020, 12:31, посмотрело: 926

В 2019 году исполнилось 115 лет со дня гибели легендарного крейсера «Варяг» в ходе русско-японской войны (1904-1905 гг.). Не дрогнувший перед огромной вражеской эскадрой и затопленный собственным экипажем, «Варяг» навсегда остался в памяти людей ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести. В числе героических матросов «Варяга» - уроженец деревни Агапово Богородского района ЗОРИН Григорий Логиевич (1878 -1948 гг.).

Наш земляк не только служил на «Варяге», но и изначально принимал участие в строительстве знаменитого крейсера.

Как известно из исторических источников, легкий бронепалубный крейсер был построен по заказу русского морского министерства в американском городе Филадельфия. Однако все вооружение сделано в России - орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты - на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза.

«Варяг» отличался от всех предыдущих кораблей красотой форм и совершенством пропорций (длина - 127,9 м; ширина - 15,8 м), усовершенствованным техническим оснащением. Кроме того крейсер стал первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

В феврале 1902 года боевой корабль прибыл к месту постоянного базирования - на Дальний Восток в Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг» успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление эффектного русского корабля производило огромное впечатление.

Стоять до последнего

В начале XX века на Дальнем Востоке столкнулись интересы двух активно развивавшихся империй – Российской и Японской. Стороны боролись за влияние в Китае и Корее, японская сторона открыто претендовала также на принадлежащие России территории, а в долгосрочной перспективе и вовсе надеялась полностью вытеснить Россию с Дальнего Востока.

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг» Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо. По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг» бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась канонерская лодка «Кореец».

Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В.Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японской эскадры, состоявшей из 14 кораблей.

Через два дня командир крейсера «Варяг» получил ультиматум от японского адмирала, он предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям. В противном случае угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде.

«Варяг» и «Кореец» начали готовиться к бою. К полудню 27 января корабли снялись с якоря, и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения русскими моряками французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах.

При появлении на рейде русских кораблей японцы подали сигнал предлагавший сдаться. В.Ф. Руднев приказал на сигналы противника не отвечать. Японский командующий ждал ответа. Он никак не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. Через несколько минут японцы открыли огонь по крейсеру.

В ходе боя японцы впервые применили новую тактику - они буквально засыпали наш крейсер фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето.

Обгорелые, израненные матросы стояли на посту до последнего, они просто отказывались покидать свои места. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. Сам командир «Варяга» получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем.

Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец». Примечательно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне по приказу командира были укорочены мачты, и это помешало японцам точно определить расстояние до нее и корректировать стрельбу.

Бой длился около часа. Командир «израненного» и дымящегося от пожаров крейсера принял решение вернуться в порт Чемульпо. По свидетельствам очевидцев, по приходу в порт вся палуба «Варяга» была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов, 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. «Кореец», чье участие в бою было ограниченным, потерь в экипаже не имел.

Исправить повреждения и снова вернуться в бой не представлялось возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение об уничтожении кораблей во избежание их попадания в руки противника. Раненые моряки были переправлены на нейтральные суда, вслед за этим экипажи покинули «Варяг» и «Кореец». «Варяг» был затоплен, а «Кореец» взорван.

Награды за поражение

Ни один из офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою японский адмирал, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

Через два месяца пароход с моряками «Варяга» и «Корейца» прибыл в Одессу. Моряков встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями, хотя многие из экипажа ждали совсем иной реакции: ведь бой был проигран, а корабли потеряны. Вопреки этим ожиданиям, моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Тогда же появились и первые песни посвященные крейсеру «Варяг».

Команда крейсера была приглашена в царский дворец. В честь героев устроен званый ужин. Все участники боя награждены Георгиевскими крестами. От императора Николая II каждый матрос получил именные часы.

Справедливым будет отметить, что поступок русских моряков считал героическим и противник. В 1907 году капитан Всеволод Руднев награждён японским императором орденом Восходящего солнца в знак признания героизма русских моряков. Молодых японских офицеров учили мужеству и стойкости, ставя в пример экипажи «Варяга» и «Корейца».

 

При подготовке материала использована книга «Малая родина – деревня Агапово», авторы

А.Д. Брюхова и В.Д. Абашев.

Газета "Богородская Заря " № 28 от 13 июля 2019 года.


Светлана МЕТЕЛЁВА.

(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/persona/1873-vragu-ne-sdaetsya-nash-gordyy-varyag.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.