Вятский богатырь Гриша Косинский

Категории: Рубрики / Люди родного края от 24-04-2020, 12:27, посмотрело: 1 364

Святая Русь испокон веков славилась богатырями. Кто не знает былинных героев Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.… Вместе с тем незаслуженно забыто имя одного из сильнейших людей планеты, патриота своей Родины - крестьянина из Вятской губернии Григория Кащеева. В текущем году исполнилось 105 лет со дня его кончины.

Григория Кащеева в свое время хорошо знали в Богородском районе, ведь он родился совсем рядом - в деревне Салтыки Зуевского района. Силача у нас называли не иначе как «Гриша Косинский».

Силушка русская – богатырская!

Легендарный борец родился в многодетной крестьянской семье. Все дети были как дети, а Григорий еще в малолетстве удивлял окружающих невероятной силой. Отец не мог нарадоваться на сына: «Хороший помощник растёт!», - с нескрываемой гордостью говаривал он. Уже в 12 лет мальчик пахал землю наравне с взрослыми.

К 15 годам он был выше всех мужчин в округе. В 30 лет великан весил 160 килограммов при росте 215 сантиметров. Одежду и обувь делал себе сам. Известно, что на валяние валенок уходило около 4,5 кг шерсти, в то время как другим мужикам хватало и примерно 2,5 кг.

О его силе ходили легенды. К примеру, Грише ничего не стоило поднять бревно с мужиками и, вращая над головой, устроить веселую карусель.

Рассказывали, что однажды в изгороди застряла лошадь, пытавшаяся перемахнуть через забор. Гриша взял ее за передние ноги и перебросил через огород, проворчав: «Куда тебя черт занес?».

Как-то увидел, что корова провалилась в погреб, схватил её за рога и вытащил, но при этом свернул ей шею, за что ему попало от матери.

Однажды мать увидала в окно, что её сын катит телегу без лошади, груженную мешками с зерном. На телеге пудов двадцать да еще соседские ребята на мешках. Выскочила из дома, спрашивает: «Где лошадь?», тот отвечает: «А чего ее зря гонять? На гумне оставил. Пусть отдохнет».

Силач мог остановить разогнавшуюся повозку с тройкой лошадей, ухватившись руками за колесо. Связав двенадцать двухпудовых гирь, взвалить их себе на плечи и прохаживаться с этим колоссальным грузом (пуд равен 16,4 кг).

Не удивительно, что трудился здоровяк за троих. Так, работая на винокуренном заводе, он в одиночку ставил на весы 30-пудовую бочку со спиртом (360 килограмм), которую с трудом поднимали четверо. Грузчики изумленно охали, а парень лишь застенчиво улыбался, искренне недоумевая, что в этом может быть особенного.

Один раз Григорий поспорил на пять рублей с приказчиком, что пронесет вокруг склада связку гирь, общим весом 400 килограмм. Взвалив на плечи этот колоссальный груз, и обойдя с ним склад, силач потребовал заслуженный выигрыш. Однако приказчик платить отказался. Тогда здоровяк сдернул с его головы шапку, приподнял угол склада, швырнул головной убор под нижнее бревно и опустил стену обратно. Гири, скованные цепью, повесил на столб. Чтобы их достать, столб пришлось срубить. Начальство шутки не оценило, в тот же день проштрафившегося грузчика уволили.

После этого случая Григорий Кащеев устроился строителем на Котласскую железную дорогу. Работал исправно, ворочая в одиночку неподъемные рельсы и шпалы.

Начало спортивной карьеры

В ноябре 1905 года, в возрасте 32 лет, жизнь деревенского силача круто поменялась.

Здесь следует вспомнить, что в конце XIX - начале XX века все европейские страны захлестнула волна увлечения борьбой, всемирные чемпионаты проводились в Париже и Милане, Мюнхене и Вене. Цирки ломились от публики. Владельцы русских цирков выписывали на гастроли прославленных иностранцев. Под всеобщий стон публики те демонстрировали свою силу. Волна увлечения борьбой докатилась и до Вятской губернии, до уездного городка Слободского.

Для крохотного провинциального городка прибытие циркового балагана было огромным событием. На арене цирка силач демонстрировал чудеса силы: голыми руками рвал цепи и карточные колоды, ломал подковы, гнул пальцами монеты, кулаком заколачивал в доску гвозди, на его спине сгибали толстую стальную балку. Двухпудовые гири взлетали над его головой как воздушные шарики - публика была в восторге. Это был Фёдор Бесов, заслуженно считающийся наисильнейшим человеком – он смог сдвинуть и откатить на несколько метров 70-тонный паровоз.

Зрители восторженно аплодировали, однако все с нетерпением ждали главного номера. В финале своего выступления силач вышел к центру арены и демонстративно потряс зажатым в руке червонцем, обещая отдать деньги тому, кто победит его в честном поединке.

И вот в воцарившейся гробовой тишине громом разнесся басовитый голос: «Я попробую!». В исторических материалах этот момент описывается так: «С верхних зрительских рядов к арене пробиралось косматое чудовище, леший из русских сказок - неуклюжий бородатый гигант, в расстегнутой борчатке (шуба, дублёнка), в домотканых портах, обмотанный онучами, в лаптях». Это был Григорий Кащеев.

Вятскому богатырю противостоял грозный соперник – сильный, техничный, искушенный в тонкостях профессиональной борьбы. Однако и Федор Бесов скоро понял, что деревенский увалень в стоптанных лаптях и домотканой рубахе не так прост. Никакие изощренные, годами отработанные приемы и уловки не работали. С таким же успехом можно было пытаться свалить гору.

В конце концов, Григорий, улучив момент, оторвал соперника от земли и поднял над головой, с размаху припечатал спиной к арене. Для верности еще и навалился сверху. Только услышав: «Сдаюсь», отпустил побежденного соперника. Зрители встретили победу земляка восторженным ревом.

Борец понял, что ему встретился настоящий самородок. После выступления он увел Гришу за кулисы и долго уговаривал поехать с ним – показывать силу. Увлеченно рассказывал о будущей карьере, о том, какая его ждет слава добродушный богатырь, в конце концов, согласился.

Из Зуевки в Париж

Цирковая деятельность стала для Григория Кащеева дорогой к славе и настоящей проверкой на прочность. Постоянные переезды с места на место, изнуряющие тренировки, далеко не лучшие условия проживания, суеверные мещане… Известен курьезный случай, который произошел с труппой на гастролях в одном захолустном городке. После выступления толпа обывателей выпроводила артистов на окраину, посоветовав немедленно уезжать и больше никогда не появляться в этих краях. Дело в том, что Григория в цирке представляли зрителям, как «человека-медведя», во что, впрочем, было несложно поверить. Поистине нечеловеческая сила, вкупе с длинными черными волосами и густой бородой, действительно создавали устрашающий образ оборотня.

В 1906 году счастливый случай свел Григория с известным российским борцом, чемпионом Европы Иваном Заикиным. Тот справедливо рассудил, что такому самородку не место в дешевом балагане. Помог богатырю освоить борцовскую технику и вывел его на большую арену. Скоро вятский мужик стал грозой маститых борцов, спокойно клал на лопатки прославленных чемпионов.

В 1908 году Григорий вместе с сильнейшими борцами Российской Империи, Иваном Поддубным и Иваном Заикиным, отправился в Париж на чемпионат мира по французской борьбе. Условия чемпионата были жесткие: борец, получивший поражение, не допускался до дальнейших схваток. На соревнования явилось больше 130 борцов из разных стран мира. Чемпионат был рассчитан на тридцать дней.

На этом турнире Григорий Кащеев уступил только своим титулованным соотечественникам – своему учителю Ивану Заикину да легендарному чемпиону чемпионов Ивану Поддубному, поединок с которым продолжался несколько часов. В итоге победили опыт и мастерство Поддубного, он сумел-таки уложить могучего соперника на лопатки.

Не надо славы, дайте родину мою!

В Россию Григорий вернулся уже мировой знаменитостью. Его фото печатали крупнейшие газеты и журналы, познакомиться с ним считал за честь каждый влиятельный человек.

Однако сам атлет с каждым днем становился все мрачнее и задумчивее. Блеск славы был ему чужд, а все, о чём он действительно мечтал – вернуться в родные края и зажить спокойной жизнью. Своим друзьям он не раз говорил, что готов все бросить и продолжить пахать землю. Так он и поступил.

В 1911 году выдающийся суперборец вернулся в Вятку, где провел несколько прощальных выступлений и борцовских поединков, после чего окончательно перебрался в родную деревушку. Здесь бывший спортсмен собственноручно поставил дом и начал вести хозяйство. Вскоре женился и стал отцом двоих ребятишек.

Короткой жизни завершен пробег

Весной 1914 года коллеги-спортсмены навестили Григория и попытались уговорить его вернуться, но он отказался, сославшись на то, что не может оставить семью. Однако приезд друзей разбередил душу бывшего атлета, заставив вспомнить о днях былой славы. Он не находил себе места и в ту же ночь неожиданно занемог. Приехавший фельдшер застал лишь его бездыханное тело. Вскрытие показало, что умер силач от разрыва сердца. Так, неожиданно, на 41-м году, оборвалась жизнь одного из сильнейших людей в мире Григория Ильича Кащеева.

После его смерти в петербургском журнале «Геркулес» был опубликован некролог. Его автор, знаменитый русский тренер Иван Владимирович Лебедев, назвал вятского богатыря одним из самых удивительных людей, которых ему когда-либо доводилось встречать. «Григорий Кащеев завоевал себе европейское имя всего за 3-4 года, был широко известен в России и заграницей. Своей силой превосходил всех иностранных великанов, мог бы стать непобедимым чемпионом, снискать великую славу, заработать большие деньги. Но его неудержимо тянуло к земле, и он на пике своей борцовской карьеры добровольно ушел с арены. Вернулся в деревню, взялся за соху и борону».

Похоронен вятский богатырь в родной деревне, которая носит в настоящее время название Коса. К сожалению, могила знаменитого атлета до наших дней не сохранилась.

 

Газета "Богородская Заря № 2 от 9 января 2020 года.


Светлана МЕТЕЛЁВА..

(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/persona/1872-vyatskiy-bogatyr-grisha-kosinskiy.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.