Две ценности в жизни – семья и работа

Категории: Рубрики / Люди родного края от 31-03-2020, 16:37, посмотрело: 930

Ираида Павловна Рязанова – учитель послевоенной поры. А детство её выпало на тяжёлые военные годы. Но, несмотря на трудности, она получила педагогическое образование и много лет работала в Хорошевской восьмилетней школе. Сейчас она является ветераном труда и проживает в с. Хороши Богородского района.

Очень хотелось учиться!

Ираида Порошина родилась в 1932 году в д. Нелюбинцы Максаковского сельсовета Кирово-Чепецкого района. В школу она пошла позднее своего возраста. Уж очень маленькая была, и отец отдал учиться дочку почти в 9 лет. 1 сентября 1941 года Ира пошла в первый класс. В начальную школу мальчишки и девчонки ходили пешком почти за пять километров в соседнюю д. Клюи. Во время учёбы младшие школьники из других населённых пунктов жили на квартирах, интерната при школе не было. Продукты детям привозили каждую неделю по средам: бутылку молока, рюмочку сахарного песка, а вместо хлеба – травяные лепёшки из щавеля с добавлением муки.

– Пока везут продукты, лепёшки все искрошатся, – вспоминает Ираида Павловна. – Эти крошки все до единой мы выбирали из кошелей и ели. Давала сытость картошка, которую варили, пекли, без неё совсем бы нам худо пришлось. Есть хотелось постоянно. Организм-то растущий, а еды чуть. Мы с удовольствием ели похлёбку из картошки и лука, которую иногда варили ребята постарше – горячего тоже хотелось.

В избах обычно квартировали по нескольку ребят. Спали на больших полатях. При свете керосиновой лампы делали уроки. И в большинстве своём дети учились с большим желанием. Очень хотелось им стать образованными людьми!

Зимой – учёба, а летом Ира с другими детьми выполняла посильную работу - собирала в поле колоски, с мамой снопы вязала, участвовала в посадке и уборке картофеля. И никто не роптал – все так жили.

Во время походов в школу случалось всякое. Как-то весной разлилась река. А чтобы двигаться дальше, нужно было через неё как-то перейти. Мост унесло потоком, и взрослые там временно перекинули доски для перехода. Мама задерживала Ираиду дома, боясь за неё в такой разлив. И не напрасно. Этим утром доски обледенели, и переходить по ним оказалось опасно. Только девочка увидела, что все ребята уже собрались в школу, повесила свою домотканую сумку на плечо и побежала вслед за ними. Как это – уроки пропустить? Трое старших и одна из первоклассниц перешли, а Ира вдруг покачнулась, оступилась и – упала в ледяную воду. Люди, вышедшие из конторы, увидели и закричали, что ребёнок упал в реку. Девчушку прибило водой к зарослям ивняка, и старшие школьники её вытащили на берег. В это время подоспел её дедушка и унёс продрогшую внучку домой обогреваться и обсыхать. После этого случая Ираида больше месяца не посещала занятия в школе из-за повреждённой ноги. Лечили её дома, ближайшая больница находилась в 20 километрах от деревни, и туда во время разлива ходу не было.

С 5 по 7 класс училась Ираида в с. Полом, которое располагалось в семи километрах от родной деревни. В здании церкви была обустроена школа. Несколько классов отапливались плохо, о тетрадках и речь не шла. Школьники писали на листах старых книг между печатных строк и, несмотря ни на что, упорно грызли гранит науки.

9-й и 10-й классы она оканчивала уже в Проснице, куда учащиеся ходили пешком за 20 километров. Ираида жила на квартире сначала у тёти, а потом у старшей сестры, которая работала учительницей в школе. В одном классе с Ирой учились трое детдомовцев-украинцев. В Проснице в то время находился детский дом для эвакуированных. Домой получалось выбираться только на выходные. Уроки заканчивались поздно, и по дороге, а она в основном тянулась через лес, шли уже с зажжённым факелом. Его нёс единственный мальчишка в этой девчоночьей ватаге. До дома добирались уже в час ночи, а то и позже. А в понедельник с утра пораньше надо было снова спешить в школу.

 

Брезентовые башмачки и истобенский огурец

После окончания школы девушка поступила в числе 25 претендентов из 75 в Учительский институт г. Кирова. А когда приехала и зашла в институт, то немного оробела. Дошла до лестницы, чтобы подняться на следующий этаж, и вдруг посмотрела на свои ботинки. Они были на шнурочках с брезентовыми вставками по бокам, да ещё немного великоваты.

– У лестницы тогда стояла и плакала, – продолжила Ираида Павловна, – как я в таких пойду? Но потом взяла себя в руки и первый свой экзамен – химию – сдала на «отлично». А преподаватель даже не обратил внимания на мою обувь, только похвалил за хорошее знание предмета.

Училась студентка старательно. Но денег, чтобы пальто купить или сапожки, не хватало. Вся стипендия на еду уходила, хоть и экономила. Как-то захотелось ей огурцов истобенских попробовать, их из бочек в ларьке продавали. Но в кармане набралось денег только на один огурец – вот и гуляй, студент!

 

Любимый учительский труд

После окончания института Ираиду в числе пяти лучших студентов направляли по распределению в Бурятию (на границе с Монголией). Но отец обратился в облОНО, как фронтовик, с просьбой не отправлять дочь в такую даль. И в результате её направили работать в Богородский район – в Хорошевскую восьмилетнюю школу. В то время там учились 236 человек.

Молодая учительница стала преподавать школьникам географию и биологию. Для проживания ей вместе с другим специалистом – Марией Семёновой выделили класс в бывшем детдоме. Класс-комнату невозможно было натопить, свои поурочные планы девушки писали в варежках. Тщательно составляли конспекты уроков, школьное руководство часто посещало их занятия.

Чуть позднее их переселили в маленькую квартирку - серединку деревянного дома, где было намного теплее. Потом Марию перевели в Лобанскую восьмилетнюю школу, а к Ираиде поселили вновь прибывшего учителя Любовь Вотинцеву, с которой они вместе готовились к урокам, ходили в клуб. В сельском клубе собиралось много молодёжи, девушки и парни пели и плясали под гармонь, веселились. А на следующее утро наших учителей ждали уроки в школе, на которые обязательно приходили директор или завуч.

Проработав год в школе, Ираида стала заочно учиться в Кировском пединституте. Три года совмещала работу и учёбу, не имея «хвостов».

Потом долгое время она преподавала в школе свой любимый предмет – химию. Многие её выпускники, уже будучи студентами вузов, благодарили Ираиду Павловну за полученные на её уроках знания по этому предмету.

Помимо основной учительской работы у неё, как и у других учителей, было немало обязанностей. Вместе со школьниками помогали колхозу в уборке картофеля, рассыпали удобрения по полям, кормили на ферме цыплят, телят, кроликов, ухаживали за лошадьми. На школьном участке выращивали овощные и ягодные культуры, плодовые деревья. Результаты вложенного труда радовали - урожай всегда собирали хороший. Участок являлся неплохим подспорьем для школьной столовой, где много блюд готовили из овощей, ягод и фруктов, выращенных ребятами на участке.

Занимались учителя и пропагандистской работой. Ираида вместе с Анастасией Лялиной раз в неделю за два километра ходила в д. Шалимы для проведения с жителями собраний на антирелигиозные темы, вечеров вопросов и ответов и других мероприятий.

Позднее Ираида Павловна какое-то время работала в интернате, вела группу продлённого дня. В общей сложности И.П. Рязанова отдала педагогической деятельности 36 лет и имеет почётное звание ветерана труда.

– Работу свою учительскую я очень любила, – говорит она, - и в этом видела смысл всей жизни.

 

Семья – великое счастье

А ещё смыслом её жизни стала семья: муж и двое сыновей.

В 1959 году Ираида Павловна вышла замуж за Александра Викторовича Рязанова. В маленькой квартирке недалеко от школы, которую дали молодым, родился первый сын – Вячеслав. Уроки химии тогда вести было некому, поэтому, пока учительница рассказывает ученикам в классе материал, школьники шестого-седьмого классов присматривали за малышом. Потом стали нанимать няньку. Но няньки по разным причинам не задерживались. И у первенца их поменялось аж семь. Семья поменяла четыре квартирки, пока им не выделили целый дом у реки Лобань. К тому времени у них родился второй сын – Юрий. И снова оказалось проблематичным проводить уроки в школе, потому что не с кем было оставить ребёнка. Мама Ираиды согласилась пожить у дочери с зятем и поводиться с внуком, но с условием, что сделают для него подвесную зыбку, чтобы можно было его качать. Просьбу удовлетворили, мама осталась и потом в течение пяти лет нянчилась с младшеньким. После вернулась обратно в Просницу, где у старшей дочери родилась внучка.

К тому времени в селе Хороши построили детский сад, и Юра стал его посещать. Домой же он приходил самостоятельно. Однажды он возвращался из сада, и вдруг начался ураган. Александр Викторович увидел возвращающегося из детсада сына и заторопился к мосту через реку, по которому уже шёл мальчик. Мощным порывом ветра могло сбросить ребёнка в реку. Отец успел схватить сына и забежать в ближайший дом, где они  благополучно переждали надвигающуюся непогоду.

С супругом жили дружно, понимали друг друга. Он работал зоотехником в колхозе «Хорошевский», в уборочную страду на комбайне жал на полях зерновые, позднее стал бригадиром отделения механизаторов.

Оба их сына получили высшее образование. Старший – медицинское, а младший – педагогическое. У обоих свои семьи. Сейчас Ираида Павловна вот уже 16 лет живёт без мужа, но дети не оставляют маму своим вниманием и заботой. Да и взрослые внуки, а их у счастливой бабушки трое, не забывают её, звонят и приезжают в гости.

Семья – это самое дорогое, что есть у человека. И это великое счастье, когда вырастают дети и внуки, которыми можно гордиться, на которых можно положиться.


Галина БРОННИКОВА.
Фото: автора.
(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/persona/1864-dve-cennosti-v-zhizni-semya-i-rabota.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.