Человек, влюблённый в жизнь

Категории: Рубрики / Люди родного края от 21-03-2020, 14:09, посмотрело: 722

В этом году у ветерана труда, богородчанки Валентины Ивановны Сакериной – 90-летний юбилей, к которому она шла сложной жизненной дорогой, но оптимизм никогда не покидал её, а трудолюбие помогало преодолевать трудности.

Я люблю всё, что у меня есть

Её день рождения выпадает на 14 февраля - праздник влюблённых. Сама она – человек, любящий детей и внуков, считает этот праздник и своим тоже. Как-то она прочитала высказывание «У меня нет всего, что я люблю, но я люблю всё, что у меня есть» и посчитала, что это как раз про неё.

…Детство Валентины прошло в деревне Сарапулы Мухачёвского сельсовета. Её мама, Васса Дмитриевна, трудилась в колхозе животноводом, а отец, Иван Филиппович, - механизатором. Глава семьи очень хотел, чтобы родился сын, а жена родила четырёх дочерей – Нюру, Марусю, Тамару и Валю. Дома образовалось настоящее женское царство. В свободное же время хозяин пропадал в лесу на охоте. Сам выделывал шкурки пушных зверей и сдавал в заготсырьё, и семье, глядишь, от этого небольшой прибыток.

Дети незаметно подрастали, и вот старшие уже пошли в школу. Валя окончила в Мухачах 4 класса, а в пятый нужно было идти в Богородское. Но всё перечеркнула война.

Отца призвали в действующую армию в 1941 году. Уже с фронта он написал жене: «Нюру учи до 7 классов, а Валя пускай тебе помогает работать». На этом и завершилась её учёба.

«Здравствуйте, дорогая семья…»

От главы семьи домашние получили пять писем. Из них до сегодняшнего дня сохранилось только два письма, датированных 41-м годом. Каждое начиналось словами: «Здравствуйте, дорогая семья. Шлю вам всем по дорогому и сердечному привету». Письма читались и перечитывались, и Валентина помнит их почти наизусть:

«…сообщаю, что нахожусь в Эстонии на берегу Балтийского моря в 5-м полку в 4-й батарее. С первого начала моего приезда всё на позиции в полной готовности к бою.

Дорогая жена Васса Димитриевна, напишите мне, что нового в деревне и кого взяли в армию, приходят ли от них письма, и кто где служит. Я в береговой охране, и мы служим как морской флот. Питание очень хорошее, только кушать ничего не надо. Каждый думает, как остаться живым. Почти каждый день прилетают германские самолёты и сбрасывают большие бомбы, которые могут нас убить всех сразу, хотя самолёты сбивает наша батарея.

У нас одна забота у всех: как только попасть в Россию. Народ здесь очень злой, того и гляди получишь от них смерть. Сообщаю о том, что нас в этом полку только 3 человека: корякинский Ходырев Петька и из Большого Березника Хохряков Петька, который работал со мной на тракторе, он находится в разной батарее, но недалеко – километра за 4. Мы с Петькой большекорякинским оба на своих тракторах. Работать здесь много нечего, но и свободного времени тоже нет. Сходил бы куда-нибудь, но не отпускают, стоим на берегу моря и укрываемся в кустах.

Живите как-нибудь, больно не заботтесь. Как только кончится война, и мы приедем домой, вам будет государство выдавать пособие, и все налоги скинутся.

До свидания, остаюсь жив и здоров, того и вам желаю. Если будет возможность, то в следующем письме пошлю фотокарточку. Если буду жив. Мой адрес: Эстонская ССР, город Палдиски, почтовый ящик 235 литер 2».

Последнее письмо Иван Филиппович написал 7 августа 1941 года. Начиналось оно теми же тёплыми словами: «Здравствуйте, дорогая семья…»

«…передайте всем родным и знакомым по горячему привету.

Сообщаю вам о том, что нахожусь здесь жив и здоров, того и вам желаю. Получили или нет от меня письма? Я уже вам послал 5 писем, а от вас не получил ни одного. Я не знаю, в чём дело: или мои не доходят вам, или ваши ко мне. Меня уже берёт обида. Мои товарищи письма получают, а я нет. Мне хочется узнать, что делается дома. Какой нынче урожай и кого взяли в армию?

Затем вот что, дорогая жена, какие там у меня есть облигации, их все сдай на оборону нашей страны. Я здесь тоже отдаю своего жалованья 10 рублей каждый месяц, чтобы быстрее покончить с кровавым врагом, и тогда мы скорее вернёмся домой. Пишите все новости и, если есть от моих товарищей письма, то пошли мне их адреса.

Писать больше нечего. Пока, до свидания. Жду ответа, как соловей лета. Мой новый адрес: К.Б.Ф. Военно-морская почтовая станция № 11-09 п/я10-08 литер 2».

В сентябре пришло известие, что краснофлотец Иван Филиппович Кудрявцев пропал без вести в сентябре 1941 года. Он так и не получил из дома по каким-то не зависящим от родных причинам ни одного письма…

Кто не голодал, тот горя не видал

С тех пор прошли годы… Валентина Ивановна, несмотря на свой возраст, очень деятельна, не любит сидеть без занятия. Вяжет крючком красивые яркие половички из полипропиленовых нитей и хозяйственных пакетов на подарки родне. Она всегда отличалась хорошей памятью, которая и сейчас её не подводит. Знает много песен, старинных частушек, стихов. Может рассказать длиннющие отрывки из поэмы Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», особенно её впечатлил эпизод про подпаска Федотушку, который пожалел голодную волчицу:

…Волчица так ли жалобно

Глядела, выла… Матушка!

Я бросил ей овцу!..

Видимо, здесь возникла ассоциация со своим послевоенным полуголодным отрочеством. Как говорят, кто не голодал, тот горя не видал, а кто голод испытал, и последним куском хлеба с голодным поделится.

- В годы войны в деревне тяжело жилось, - вспоминает пожилая женщина, - самим есть нечего и лошадей было кормить нечем. Лошадей, что посильнее, забирали на фронт, оставшиеся еле ноги передвигали. Да и работушки им, милым, досталось. Пока лето, они ещё на траве, а зимой худо приходилось.

Хоть и сеяли, убирали зерновые, но людям практически ничего от урожая не оставалось. Так и перебивались на олебашках из кисленки, хвоща да лебеды, а также на овощах со своего огорода. Но всё пережили люди.

Колхоз, лес да торф

Пока Валя была подростком, работала в колхозе: вместе с другими помогала на севе, покосе, на уборке - жала серпом, вязала снопы, ставила «бабки», молотила на колхозном гуменнике с помощью лошадей. Работала за трудодни. В отчётном году их подсчитывали и выдавали заработанное соломой, сеном и зерном, которое надо было везти на мельницу в с. Полом, Кощеево.

В зимний период население, а это женщины, подростки и старики, трудились на лесозаготовках в разных районах области.

- Пилили деревья двуручной пилой, сучки обрубали, - продолжила Валентина Ивановна. – А потом приходил техник и замерял размер спиленных деревьев. От самого комля – 5-метровник шёл на шпалы, пиловочник 6-метровый «кругляк» - на строительство, а от вершины – двухметровник «рудостой» - на стойки в шахты. Лес вывозили на лошадях, потом отправляли его в леспромхозы. Обувь у всех – онучи да лапти. Когда сильно ноги стыли, мы забирались на пеньки - попритопываем да дальше работать. Квартировали в частных домах. С работы приходили замёрзшие, снимали лапти, разматывали онучи и отогревались на протопленной печке.

Когда пришла пора юности, Валя с молодёжью ездила от колхоза на работу в «Каринстрой» на торфоразработки. Там работали татары, адыгейцы, русские, и все были равны. С мая и всё лето трудилась она на сушке торфа, где торфяные брикеты складывали в стеллажи, а потом увозили будущее топливо на лошадях на станцию. В «Каринстрое» сдружилась с девушкой из д. Трубицы Галей Старковой, с которой всю жизнь поддерживала добрые отношения.

Ценность каждого дня

По молодости решила Валентина попытать счастья в городе. Уехала в Киров к дяде и устроилась курьер-техничкой. Нужно было документы в организации разносить да прибираться. Но через какое-то время решила домой вернуться – как-то не прижилась в городе.

Вскоре познакомилась с хорошим парнем Николаем. Повстречались и поняли, что пришла пора жить одной семьёй. Молодая жена заменила мать в животноводстве – кормила телят, пасла овец, которых в колхозных кошарах содержалось множество, доила коров, потом – учётчиком на полях. А муж работал столяром, бондарем и плотником. Своими руками построил для большой семьи просторный дом с хозпостройками и баней. На домашнем подворье в живности недостатка не наблюдалось – корова, телята, овцы, поросята, куры. Как у всех. А какая же семья без деток? В 1953 году появился на свет первенец – Пётр, через три года ещё один сыночек Виктор, а за ними и две дочки – Татьяна и Галина. Так вот супруги и жили-не тужили, деток растили.

Жизнь текла быстрой рекой. Дети стали взрослыми: сыновья уехали из родных мест, остались только дочери. Постепенно сельское хозяйство сходило на нет, молодые люди в поисках работы покидали деревню, оставались пожилые, да и те начали стягиваться в райцентр – поближе к больнице. Сакерины доработали в колхозе до пенсии. Валентина Ивановна ещё год трудилась, будучи на заслуженном отдыхе. За добросовестный труд у неё немало Почётных грамот, Благодарностей, имеет звание ветерана труда.

В 2004 году вместе с мужем они самые последние из деревни Сарапулы переехали в п. Богородское поближе к дочкам.

- Недавно ещё кур держала и за огородом ухаживала, - говорит ветеран, - а сейчас из всего хозяйства кошка да кот живут, а огородом младшая дочка занимается. Дочерям своим Тане и Гале очень благодарна за всё. Они не оставляют меня своими заботами, стали мне надёжной опорой в старости. Жаль, что до моего юбилея не дожили мои сыновья Петенька и Витя. Всегда горько терять детей…

Но, несмотря на горечь утрат, Валентина Ивановна человек, влюблённый в жизнь, она ценит каждый прожитый день. На свой юбилей она ждёт своих самых близких и родных. Это хороший повод для доброй, сердечной встречи.


Галина БРОННИКОВА.

(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/persona/1842-chelovek-vlyublennyy-v-zhizn.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.