Жизнь быстротечна - цените каждое мгновение!

Категории: Люди родного края / Образование от 21-12-2016, 09:22, посмотрело: 2 707

Любовь к детям, преданность любимому делу, трудолюбие, ответственность, терпение, настойчивость, требовательность, энергичность, эмоциональность, чувство юмора, оптимизм, мудрость.... Всеми этими качествами сполна обладает ЕЛЕНА БОРИСОВНА ЧИРКОВА, учитель начальных классов Ошланской средней школы. 


Елену Борисовну навсегда связала с нашим районом профессия. Она родилась в с. Овстуг Жуковского района Брянской области, на родине известного русского поэта Ф.И. Тютчева. С 5 лет проживала в Горьковской области, где окончила Устанскую среднюю школу Уренского района. Окончила Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко по специальности учитель русского языка и литературы. В 1983 году по распределению приехала работать в Богородский район - в Ошланскую среднюю школу.
Ее общий педагогический стаж 33 года, из них учителем начальных классов работает двадцать седьмой год. Этот учебный год является для нее юбилейным – она готовит десятый выпуск из начальной школы.
…Проносятся неумолимо и остаются в прошлом минута за минутой, день за днем, неделя за неделей, год за годом…. Человек не в силах остановить время, все, что он может сделать, - прожить это время незабываемо.
9 декабря Елена Борисовна отмечает юбилейный День рождения. Именинница стала героиней нашей традиционной рубрики «Автопортрет».

- Елена Борисовна, ваше образование, что повлияло на выбор профессии?
- Образование высшее педагогическое. Учителем хотела быть с детства, только в специализации долго не могла определиться. Сначала хотела стать учителем начальных классов, как моя первая учительница, потом английского языка, химии, истории, а в старших классах под влиянием классного руководителя и учителя русского языка и литературы сделала окончательный выбор.
Мне очень везло с учителями. Все мои одноклассники были просто влюблены в нашего классного, учителя математики Андреева Рафаила Ивановича, которого мы звали «наш Маресьев», он остался без ног, научился ходить на протезах и, окончив пединститут, проработал всю жизнь в школе. О нем я писала вступительное сочинение в пединститут. Учительницу истории тоже вспоминаю с особой теплотой. Ее манеру вести урок я осмысливаю в течение всей педагогической деятельности.
- Ваши первые впечатления от села Ошлань. Возникало ли впоследствии желание уехать из Богородского района?
- Для нас, молодых педагогов, прибывших в область по распределению в 1983 году, в областном правительстве была организована праздничная встреча и концерт. Потом на Ошланском колхозном автобусе повезли всех специалистов Богородского района. Август был дождливый, кругом лужи, автобус носило по дороге из стороны в сторону на удивление и радость ехавших в нем молодых учительниц, но настроение все равно было приподнятое, всем не терпелось познакомиться со школой, попытать свои силы у школьной доски. Мы были полны оптимизма и уверенности в себе.

В Ошлани я вышла из автобуса на обочину дороги в черной кожаной куртке, синих брюках-дудочках и в туфельках на шпильках. В руке – большая кожаная темно-коричневая сумка. Не успела растеряться – вдруг вижу - меня встречают! Директор школы, Владимир Александрович Зашихин, подходит, улыбается, приветливо здоровается. Смотрит на мои туфли и растерянно спрашивает:

- А резиновые сапоги у Вас есть?

- Конечно, только в сумке, в самом низу (приготовила ходить осенью на картошку).
В школе переобуваюсь и спешу увидеть свою квартиру. Она на самом краю села, за церковью - половина деревянного дома: дощаной коридор; прихожая, совмещенная с кухней, где привлекает внимание русская печь с подтопком; большая комната со столом, двумя креслами и шкафами; небольшая спальня с односпальной кроватью. Настоящие хоромы после трехместной комнаты в общежитии! Запомнился удивительно вкусный суп, которым меня кормила Валентина Матвеевна Зашихина.
Коллектив встретил радушно, вернее сказать, с особой какой-то только ему присущей теплотой, которую я пронесла через все эти годы.
Помню первую в моей жизни августовскую конференцию учителей в п. Богородское. Она проходила в старом здании Дома культуры. Помню, как сидела в президиуме и очень волновалась, потому что нужно было выступать с ответным словом от молодых педагогов, прибывших в район. Во время выступления все время искала в зале добрые глаза моих коллег.
А потом начались трудовые будни: 28 часов русского языка и литературы, организатор внеклассной и внешкольной работы на общественных началах, куратор школьной комсомольской организации.
Желание вернуться домой было. Думала: вот отработаю 3 года – и на родину, в свою школу! Она и сейчас мне иногда снится. Но судьба распорядилась иначе.
В октябре 1985 года меня пригласили работать в Богородский районный комитет комсомола, где я была избрана II секретарем, затем секретарем РК ВЛКСМ. Вот тогда и поняла, что осталась в Богородском районе навсегда. Это были замечательные годы, комсомол дал много и научил многому. Окончила Пермскую зональную школу, Кировский университет марксизма-ленинизма.
В 1987 году вышла замуж, в 1988 – родился сын Сергей, в 1989 вернулась в Ошлань, с 1990 года работаю в Ошланской школе учителем начальных классов.
- В чем для Вас заключается притягательность и значимость педагогической деятельности?
- Я люблю свою работу, представителем другой профессии себя не вижу. Люблю детей. Но не стремлюсь быть добренькой. Считаю, что доброта подразумевает разумную требовательность.
Чем притягивает профессия? Многогранностью, творческим началом, постоянной потребностью в самосовершенствовании.
А значимость, думаю, заключается в самом процессе общения учителя и ученика в самом широком смысле этого слова. Получать знания, особенно в современном мире, можно из самых разных источников, а профессия учителя по-прежнему жива и востребована.
- Отличаются ли прежние ученики от нынешних?
- Безусловно, нынешние ученики отличаются от прежних. Они не лучше и не хуже, они другие. Они родились в информационном обществе, не мыслят свою жизнь без компьютера. На современных детей обрушивается масса информации. И задача учителя сегодня – научить ребенка ориентироваться в потоке информации, разделять ее на вредную, бесполезную и полезную, т.е. оценивать. Научить способам получения и обработки информации. Научить ребенка самого добывать знания, ибо учитьСЯ означает «учить себя».
- Ваши достижения?
- Считаю, что достижения учителя – это, прежде всего, достижения его учеников. В основе моей педагогической деятельности лежит акмеологический подход, т.е. моя деятельность направлена на достижение каждым учащимся максимально возможных для него результатов обучения. Поэтому радуюсь и пятеркам, и четверкам, и тройкам моих воспитанников. Все зависит от того, кто их получает. Стараюсь, чтобы дети попробовали себя в разных видах деятельности, чтобы обязательно нашлось то дело, в котором у ребенка будет успех. Поэтому мы много занимаемся проектной, исследовательской и творческой деятельностью. Участвуем в конкурсах разного уровня: школьных, районных, областных, всероссийских и международных. На всех уровнях есть победители и призеры.
Что касается моих личных достижений, награждена грамотами и дипломами разных уровней, являюсь победителем районных конкурсов «Са-мый классный классный», «Лучший по профессии», всероссийского конкурса лучших учителей Российской Федерации в приоритетном национальном проекте «Образование», лауреатом областного конкурса «Женщина года», победителем областного конкурса учителей начальных классов им. А.Н. Тепляшиной, членом энциклопедии «Одаренные дети – будущее России». Почетный работник общего образования Российской Федерации. Награждена медалью «За вклад в образование».
- Есть ли мечта, которая сопровождает вас на протяжении всей жизни?
- Всегда мечтала побывать в Иерусалиме. К сожалению, пока мечта все еще остается мечтой. А если не так глобально, то мечтаю побывать в Дивеево. Еще отыскать могилы и поклониться Юриным прадедушкам, погибшим во время Великой Отечественной войны.
- Совершали ли Вы в жизни авантюрные поступки?
- В молодости, да. Сейчас - нет, по натуре я не авантюрист, да и профессия накладывает свой отпечаток. Постоянная ответственность за детей приучает обдумывать свои поступки заранее. Живу по принципу: семь раз отмерь – один отрежь.
- Что Вы цените в людях?
- Честность. Умение сострадать, сопереживать. Недавно прочитала слова, которые мне показались очень глубокими: «Пока человек чувствует боль - он жив. Пока человек чувствует чужую боль - он человек». А еще ценю умение прощать, умение любить, стремление делать добрые дела.
- Самый ценный совет, который Вы получили в жизни?
- Принимать жизнь такой, какая она есть. Одна мудрая женщина до-словно сказала следующее: «Что случилось, то случилось, надо это принять, и научиться с этим жить».
- Ваш любимый писатель, поэт. Книга, которую вы сейчас читаете. Любимый афоризм.
- Любимые поэты – Сергей Есенин, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий». По-моему, этих поэтов объединяет натянутый нерв, который у С. Есенина звучит щемящее проникновенно, у Р. Гамзатова – гордо, твердо, патриотично, у В. Высоцкого – как готовая разорваться струна.
Любимые писатели – Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А. Лиханов. Толстой привлекает философскими мыслями, Чехов – острым юмором, Лиханов – глубоким проникновением в психологию человека.
Читаю ежедневно и много. В основном, методическую литературу. Вместе с младшим сыном Юрием занимаюсь поиском и изучением информации о боевом пути его прадедов. Для души сейчас читаю «Наставления и чудеса преподобного Серафима Саровского».
Любимый афоризм: «Величайшие истины – самые простые» (Л. Н. Толстой).
- Ваша семья?
- 1 августа 2017 года наша семья отметит 30-летний юбилей. За это время мы с мужем, Владимиром Леонидовичем Чирковым, приобрели дом, посадили сад, родили трех сыновей. Старший сын Сергей окончил Кировский авиационный техникум и Российский государственный университет, средний - Николай – Вятский государственный университет. Оба живут и работают в Кирове. Сергей работает системным администратором в торговле, Николай - мастером в строительной организации. Сергей женат. Два года назад он подарил нам внука Артема. Младший сын Юрий – ученик 8 класса Ошланской школы. Более 10 лет назад к нам в село переехала и моя мама – Валентина Сергеевна Кудрявцева. Думаю, что мы живем дружно. Любим собираться вместе за праздничным столом. Бабушка (моя мама) всегда балует нас своим большим «фирменным» пирогом.
- Ваши увлечения?
- Главное увлечение – сад и огород. Здесь отдыхает и наслаждается моя душа. Холодной снежной зимой я тоскую по земле. Уже в январе начинаю подготовку к новому летнему сезону, выращиваю рассаду. Весной с особым наслаждением опускаю руки во влажную рассыпчатую землю. Испытываю новые способы выращивания растений, изучаю новые сорта. Люблю цветы, все без исключения. Но особую любовь испытываю все же к розам и хризантемам.
Сейчас в нашем классе на окнах мини-огород. Здесь посажены огурцы, помидоры, редиска, лук, чеснок, бархатцы и тюльпан. Ученики 2 и 4 класса выполняют проекты. Что удастся вырастить на окне в осенне-зимний период, покажет время.
- Вы уже поняли, в чем смысл жизни?
- Думаю, да. Жизнь быстротечна, ценить надо каждый прожитый день, каждое мгновение. Человек создан для любви. Он приходит в этот мир любить и делать добрые дела. Любить природу, любить детей, любить свою семью, любить людей, любить жизнь. Любить и отдавать себя тем, кого любишь, тому, что любишь. Человек должен быть кому-то нужен. Иначе тогда все для чего???
- Ваш девиз (философия, которой вы придерживаетесь в жизни).
- Не вешать нос, Елена Борисовна, легка ли жизнь, иль тяжела!


Заря. - №99. - от 10 декабря 2016 года.


Светлана МЕТЕЛЕВА.
Фото: Фото из личного архива Е.Б. Чирковой.
(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/persona/1331-zhizn-bystrotechna-cenite-kazhdoe-mgnovenie.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.