Фронт, открытый в мирное время

Категории: Рубрики / Люди родного края от 5-12-2016, 11:31, посмотрело: 1 776

В словаре С. Ожегова слово «целина» трактуется как: 1) «никогда не паханая, а также много лет не подвергавшаяся обработке земля»; 2) «такие земли в Казахстане, на Урале, в Сибири, Поволжье, в 1954-60 гг. освоены для земледелия». За этими скупыми словами – сотни тысяч добровольцев - целинников. Фронт, открытый в мирное время. Настоящий трудовой подвиг. За короткий срок первоцелинники вдоволь накормили страну хлебом. Радостно осознавать, что в этой победе есть и частица труда наших земляков.

 

Откуда есть пошла целина
Советская страна восстанавливалась после Великой Отечественной войны. Несмотря на все усилия, сельское хозяйство, откатившееся назад за военные годы, не могло выйти по своему развитию хотя бы на довоенный уровень. Земли истощились и давали низкие урожаи. Средняя урожайность зерновых не превышала 9 центнеров с гектара. Почти десять лет прошло с окончания войны, но люди по-прежнему голодали. Стране нужен был хлеб.
Для преодоления аграрного кризиса на государственном уровне были предложены меры, которые активизировали бы развитие сельского хозяйства. Освоение целины - один из самых главных пунктов в том обширном перечне.
В 1954 году партией и правительством было принято решение обратиться за помощью к народу, призвать его принять участие в освоении целинных и залежных земель. Советский народ с энтузиазмом откликнулся. Люди стремились забыть тяжелые военные годы и построить новую прекрасную жизнь, мечтали о хорошей, безбедной жизни для себя, но более – для своих детей и внуков. Этого хотел народ, этого же желала для народа коммунистическая партия. Все сложилось, наложилось и вылилось в колоссальный социально-экономический проект нашей страны.

 

Первые шаги – самые трудные
Поколение советских людей всегда отличалось искренней отзывчиво-стью и участливостью в судьбе страны. На призыв партии, в первую очередь, откликнулась молодежь. В тот исторический момент понятие «целина» почти утратило свое чисто агрономическое, земледельческое значение. Оно вызывало чувство патриотического подъема и энтузиазма, и вряд ли меньшее, чем слово «космос». Комсомольцы и студенты целыми группами ехали покорять целину. Здесь была и романтика юности, и возможность показать себя в новом деле, помочь своей стране и своему народу, как не громко это звучит по нынешним временам.
Освоение целинных и залежных земель началось в 1954 году без всякой предварительной подготовки, при полном отсутствии инфраструктуры - дорог, зернохранилищ, квалифицированных кадров, не говоря уже о жилье и соцкультбыте. На освоение целины выехали десятки тысяч специалистов, организаторов сельскохозяйственного производства.
Несмотря на трудности, поставленная задача была выполнена - в бес-крайних степях, на веками не тронутой земле заколосились поля пшеницы. 1954 год принес настоящую эйфорию первого целинного хлеба. Урожай в Казахстане поднялся с 5 до 21 млн. тонн зерна.

 

Целинники вспоминают
Первый массовый выезд кировчан на целину состоялся в 1956 году. С 1956 года и до конца 1950-х ежегодно из Кирова шли вагоны с комсомольцами, студентами сельхозинститута, пединститута и авиатехникума. Ребята и девушки работали на прополке овощей, сортировке пшеницы, работали трактористами и комбайнерами. Трудиться приходилось в сложнейших условиях. Первоцелинники с лихвой хлебнули и холода, и голода.
Как вспоминает Л.Н. БАРМИНА, ее сестра – трактористка, поехала на целину в 1956 году, сразу после окончания Нолинского техникума механизации.
- Сестра в полной мере испытала на себе суровую казахстанскую зиму. Писала, что жили в палатках, а как и чем ее отопишь, как сохранишь в ней тепло?! По ночам смерзались волосы. Бани не было. Питание не организовано. Не было даже хлеба. Чтобы утолить голод мочили зерно, его и ели, - рассказывает Лидия Николаевна. – Все – и дома, и условия, появились потом. На целине сестра жила и трудилась в течение двадцати лет.
Василий Андрианович ДЕРЯГИН будучи студентом агрономического факультета Кировского сельхозинститута в составе студенческого отряда трудился на уборке урожая в Казахстане дважды – в 1956 и 1957 гг.
- Нас провожали на целину торжественно – с духовым оркестром, транспарантами, лозунгами, - вспоминает он. - В городе Петропавловске, расположенном на границе России и Казахстана, железнодорожный эшелон расформировали и дальше мы уже ехали на грузовиках – по степи, где почти не встречалось жилье. По прибытию, были сформированы бригады.
Наша бригада приехала на полевой стан, буквально на «пустое место» - чистое поле, вокруг ни кустика. Спали в больших брезентовых палатках на раскладушках. Тогда мы были молодые и ни о чем не беспокоились. Несмотря на полное отсутствие элементарных бытовых удобств, никто не хныкал, так как вспоминали рассказы первоцелинников, с которыми познакомились по приезду. Тем довелось пережить в степи зиму – с лютыми морозами, сильными ветрами и метелями.
Началась уборка урожая и ребята стали работать трактористами, комбайнерами или помощниками комбайнеров, девочки копнильщицами на комбайнах.
- Степь удивляла своей бескрайностью, - рассказывает Василий Андрианович. - Помнятся многокилометровые поля пшеницы, за день комбайн успевал обернуться лишь один раз в одну сторону и обратно. Правда, для собранного урожая не было предусмотрено еще ни токов, ни складов. Огромные горы зерна лежали в буртах прямо в чистом поле под открытым небом.
Следует отметить, что урожай зерновых в том году был небывалый для Казахстана. Никогда еще здесь не приходилось убирать урожай с таких огромных площадей. На полях в страду работало более 2 млн. человек. В уборке участвовало 64 тыс. комбайнов, более 100 тыс. автомобилей.… С целины Казахстана в 1956 году в закрома Родины поступил один миллиард пудов пшеницы отличного качества, что в 10 раз больше обычной нормы.
В 1958 году на целине в составе студенческого отряда Кировского сельхозинститута трудилась Маргарита Николаевна РЫЛОВА. Ей также в первую очередь вспоминаются торжественные проводы на станции, долгая дорога в вагонах-теплушках, обеды в городах в солдатских столовых.
- В каждой столовой нас кормили кашами и, что примечательно, в каждой из них нам подавали разные каши, - смеется Маргарита Николаевна. - По приезду на место нас очень радушно встретили местные жители, вкусно накормили, вымыли в бане, устроили вечер знакомств. Проживание и быт целинников уже был обустроен. Нас распределили на полевой стан, мы жили в вагончике, в другом вагончике была оборудована столовая. Повара старались, готовили питательно, вкусно, разнообразно.
Первое время студенты работали на сенокосе, вручную вилами складывали сено из валков в копны.
- Уставали неимоверно. Когда подходило время обеда, натруженные руки дрожали так, что мы с трудом могли есть. Потом привыкли. Когда началась уборка, вернулись в село. Жили на частной квартире, работали на зерновом току. Работали круглосуточно – в две смены. Днем трудились студенты, в ночную смену – местные жители. В селе работал клуб, но было не до веселья: усталость просто валила с ног.
По окончании сезона, студентов с благодарностью и почестями прово-жали домой:
- Приготовили нам вечер – с чествованием, памятными подарками. За активное участие в уборке урожая 1958 года мне вручили Почетную Грамоту обкома комсомола. Она мне очень дорога!
По признанию Маргариты Николаевны, целинное время, стало в ее жизни одним из самых ярких и важных событий.
Следует отметить, что студенты-целинники, кроме морального удовлетворения получили и материальное вознаграждение. Они, бедные студенты – дети колхозников, заработали здесь «живые» деньги и смогли, как говориться, «приодеться и приобуться».

 

Лёктор Валя
Валентина Григорьевна ИГОНИНА уехала вместе с семьей на целину в 1960 году.
- Это была новая волна – заселение уже освоенной и распаханной целины, - рассказывает Валентина Григорьевна. - Первоначально мне, как медицинскому работнику, было поручено организовать работу двух детских садов для детей целинников, потом работала непосредственно по своей специальности.
Первое ее впечатление от целины – мощь! Просторы! Грандиозность! Черная, маслянистая земля! Море пшеницы! Дружба! Чувство сплоченно-сти!...
- Казахстанский хлеб сплотил в единую семью представителей всех на-циональностей СССР. Так, к примеру, на станции Бабатай, где мне было поручено организовать работу детского сада, было прописано 560 человек, они представляли 124 национальности и народности. Удивительно, но факт, на целине трудились исключительно добропорядочные люди. Дома здесь никто никогда не запирал на замок, о том, что хозяева отсутствуют, красноречиво свидетельствовала палочка, воткнутая в дверь. Не было ни краж, ни драк, ни межнациональных конфликтов. За семь лет жизни, прожитых на целине, я ни разу (!) не встретила милиционера.
Несколько лет Валентина Григорьевна трудилась в казахском селе заведующей медпунктом, казахи звали ее «лёктор Валя». Она лечила, принимала роды, занималась патронажем новорожденных, осуществляла просветительскую и профилактическую работу... Местную детвору «приручала» к себе с помощью конфет, а иначе «не поймать их в степи», не сделать необходимые прививки.
- Примечательно, что казахи практически не страдали сердечными заболеваниями, наиболее распространенные – болезни легких и желудочно-кишечные заболевания.
Местные жители обращались к «лёктору» за помощью, и она отправлялась к больному, находящемуся где-то далеко в степи. Добираться приходилось и на лошадях, и на упрямых ишаках…
По ее словам, иногда казахские традиции и обычаи ставили в тупик. Вспоминается случай, когда ей пришлось прибегнуть к крепкому словцу, чтобы войти в юрту и спасти роженицу, рожавшую в соответствии с обычаями и почти уже «уморенную». За спасенную мать и новорожденного младенца аксакалы в качестве благодарности привели ей… коня.
- Поблагодарила я их и вернула коня обратно, - вспоминает Валентина Григорьевна. – Тогда, чтобы выразить свое почтение старейшины пригласили меня на праздничный ужин, посадили за один стол с мужчинами (женщинам за «мужским» столом места не предусматривалось) и как самому уважаемому гостю, преподнесли конскую голову, приготовленную особым способом. У казахов это знак особого почтения.
Среди ярких воспоминаний - небывалый урожай зерна, собранный в 1963 году.
- Днем и ночью нескончаемым потоком машины везли отборную пше-ницу (она в два раза крупнее, чем у нас) на элеватор. Однажды утром встали, а вокруг все завалено зерном (как у нас зимой снегом после сильной метели). По зерновой тропинке люди шли на работу, отгоняли скот в поле.… Правда, уже через несколько дней все было убрано до зернышка.

Целина – сегодня это уже легенда! Сколько историй связано с ней! В поднятии целины отразился весь русский характер - твердость, несгибае-мость, упорное трудолюбие и, конечно же, любовь к своей стране и своей истории. О целине каждый знал, понимал ее назначение и роль в жизни страны. К сожалению, современная молодежь, вряд ли знает, что это такое. Наша обязанность рассказать молодому поколению о трудовых подвигах советского народа. Целинник – это боец, человек, который, не жалея себя и свое здоровье, делал всё, чтобы обеспечить свою страну хлебом и другой сельскохозяйственной продукцией. Всем им низкий поклон и глубочайшее уважение!


Заря. - №95. - от 26 ноября 2016 года.


Светлана МЕТЕЛЕВА.
Фото: из личного архива В.А. Дерягина и М.Н. Рыловой..
(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/persona/1326-front-otkrytyy-v-mirnoe-vremya.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.