Просто и правдиво о жизни военного поколения

Категории: Рубрики / Литературная гостиная от 14-06-2012, 13:29, посмотрело: 3 363

Я с чувством сопричастности читаю,
Пожалуй, все стихи военных лет…


Влюбленная в поэтическое творчество замечательной поэтессы Маргариты Котомцевой, я, простая читательница, читаю ее стихи не только с чувством сопричастности, но и с большим волнением. Не перестаю удивляться, как много может сделать талантливый человек, как просто и правдиво, в стихах (!) рассказать о жизни военного поколения, о родителях-победителях, о военной и послевоенной жизни деревни – работницы, о своих земляках.

В своей военной тематике она отправляется в свое детство, чтобы определить ключевые моменты судьбы детей послевоенной деревни, «солдаты были у нас отцы»:
И на проталине апреля
Вплываю в май, как на челне,
Отец и мама уцелели
И… с ними мы на той войне. («Календари»).

Мы, старшее поколение, послевоенные дети, наверное, не однажды зада-вали себе вопрос: «А что было бы, если бы наши отцы не вернулись?»… «Нас и вовсе могло не быть» - отвечает Маргарита Геннадьевна в своей сти-хотворной строчке.

С глубоким гражданским чувством, проникновенно обращается поэтесса к молодому поколению: чтоб с достоинством несли по жизни память о тех, кто навечно остался на полях сражений - кто уже не придет никогда. Горько сетует М. Котомцева в своих стихах на то, что «слишком много развелось хулителей, которые ковыряют раны страны, которая в муках адовых вынян-чила и выпестовала Победу». Тяжелые годы Великой Отечественной войны постепенно уходят в прошлое, становятся страницами истории. Призывом звучать слова:
Храни, душа, сердечушко храни
Ту Славу. Той страны дела и беды. («Чем старше – старше становлюсь»).

Поколение родителей-победителей М. Котомцева называет «непостижи-мым, терпеливым, трудолюбивым». 
Как свято верующий Богу,
Я каждый день молюсь на вас.
…Какую трудную дорогу
Вы одолели в давний час! («Маме»).

Я часто обращаюсь к «Книге Памяти», нахожу родные фамилии, имена… Одолевает неимоверная тоска: «Как много их не вернулось!». Не могу читать без волнения стихотворение «Земляки»:
Сколько их упадет на тяжелый суглинок.
У нерусских дорог и у русских стогов…
В нашем флаге победном над дымным Берлином
Есть крестьянская кровь и моих земляков.

 Далеко была наша малая родина от линии фронта. Но здесь, в вятских деревушках, оставшихся без мужиков, без техники, без лучших лошадей, был свой фронт – трудовой. Колхозное поле напоминало поле боя, схватку за урожай, за хлеб. Подростки, старики, женщины трудились на пределе чело-веческих возможностей. Тружеников военной деревни М. Котомцева называ-ет «гвардейцами тыла».
Их ряд теперь уж редок.
Гремит со всех сторон;
- Без тыла нет Победы,
Парадов и знамен.

 Трудны, горьки, немыслимы были деревенские будни. Горькую чашу войны пришлось выпить до дна всем «гвардейцам тыла», питаться «травяни-ками», есть кисленку, щавель, лебеду, «головки клевера – колючий хлеб войны». 

В стихах М. Котомцевой жизненная правда о непростой жизни послево-енной деревни. Жизнь родителей-победителей в этот период легкой и безоблачной не назовешь:
Эх, родители-победители,
Что в минувшей вы жизни видели?
Что вы видели?
Что вы ведали?
Часто ль досыта вы обедали? («Родители»).

Тяжелый, низкооплачиваемый труд за колхозный трудодень ничего не давал гвардейцам тыла и фронта, которые поднимали в послевоенные годы страну из руин, растили хлеб, детей. Работали и молчали, показывая пример трудового подвига:
Они литовкой луга косили.
На тяжких «сталинцах» жали рожь,
Рубили избы – да как рубили!
- Берешься – делай, а зря – не трожь! («Послевоенные дети»).

Они, родители-победители, после ратного подвига на полях сражений, после тяжелейших испытаний, с израненной душой, а зачастую раненые и увечные, трудились, не покладая рук.

В военной тематике М. Котомцевой нет героического пафоса, многосло-вия. Ее стихи искренни, просты и понятны. Они пронизаны огромной дочер-ней любовью, ее мать – защитница, зенитчица, для нее - средоточие любви, доброты, бескорыстия, самоотверженности. М. Котомцева считает, что «ее мама была истинным самородком, но отшлифовать этот самородок, чтобы он засверкал в полную силу, маме помешала война». Она была музыкальна, любила песню, меткое слово, всю жизнь жила идеей «братства, равенства и счастья».
Мать на фронте уцелела,
От души гоня усталость.
Говорила: «Мы у цели,
Потерпеть чуть-чуть осталось». («Приказ №227»).

Очень тепло М. Котомцева пишет о большом чувстве юмора у своей ма-мы: «ироничная была», любила шутку, понимала, что «в иронии вся сила жизни» и «без иронии, под всхлипы прервалась бы жизни нить». «Холодный ветер бытия» рано задул ее жизненную свечу. Но осталась она в памяти род-ных людей в фотографиях, боевых наградах, в платочке из парашютного шелка, даже в старой гитаре, которая до сих пор хранит в себе, «прикоснове-ние легких рук». Вспоминая свою мать, Маргарита Геннадьевна пишет, что фронтовичка-зенитчица свои награды – старше-сержантские погоны берегла всю жизнь.
Старые сержантские погоны
Мать хранила до последних дней –
В двух прямоугольниках суконных
Оживала юность перед ней.

«Перемолота на фронтах войны и молодость» ее отца. В 1941 году, «ко-гда разорвался мир», был он совсем юным, семнадцатилетним. Деревенский парень, первенец-сын в большой семье. Неимоверно тяжела была лямка вой-ны у совсем молоденького солдата-десантника. В знойных приволжских сте-пях потерял он правую руку – работницу. Нелегче была доля солдата-инвалида в послевоенной деревне. Спрос с него был такой же, как и со всех, он работал на тяжелом «сталинце», убирал рожь.
Ох, как левуха уставала
Лечить для полей трактора!
Мазут же с нее отмывали
То мама, то я, то сестра. («Отец»).

Деревенская жизнь в трудах и заботах заставляла его управляться и с домашними делами: валенки дочкам залатать, внука покачать, даже «козью ножку» завернуть.

Стихотворное творчество М.Г. Котомцевой основано на реальных событиях, все пережито и прочувствовано ее ранимой душой! В ее стихах жизненная правда и о том, что все вернувшиеся с войны стойко переносили жиз-ненные неурядицы, не требовали к себе особого внимания, не ждали льгот и привилегий. О своем боевом пути молчали, не рассказывали, даже награды свои не показывали.
Мы не знали и не гадали,
Что дядя на фронте был,
Хотя не носил медали:
В кисете, в шкафу хранил. («Дядя Гриша»).

Не принято было в те тяжелые послевоенные годы говорить о войне, надевать боевые награды. Это уже в конце 1970-х – начале 1980-х страна запела: «Фронтовики, наденьте ордена!».

Лирически тонко в стихах М. Котомцевой звучит тема Победы и Весны. День Победы для ветеранов войны, солдат, защитников и победителей, особенный, родной и кровный. Пусть он и «со слезами на глазах»:
На свою единственную руку
Ты посадишь маленького внука
В майский день, 9 числа. («9 Мая»).

 Смягчает душу ветерана, притупляет душевную и физическую боль младшее поколение, внучок, трогающий ордена и медали на груди у деда:
И впервые без привычной боли
Вспомнишь ты о снежном, в минах, поле –
О руке, что отняла война.

Стихи М. Котомцевой можно сравнить с луговым разнотравьем. Каждое стихотворение – цветок – редкий, неповторимый. У каждого из них своя жизнь, своя история, свой случай. В ее стихах – непреходящие ценности человеческой жизни:

- Как славно жить, не нарушать гармоний
Любви и веры – только и всего. («Ревность»).

- Придет зима и ничего не спишет
На нашу лень, на нашу суету. («На осеннем холсте»).

- А жизнь, как прыжок затяжной,
Шутить не позволит с собой. («Пасьянс судьбы»).

И это не просто красивые фразы, это жизненная, гражданская, этическая позиция автора. Это позиция человека, который служил и служит родному краю и его людям.

И. ГРЕБНЕВА.
г. Нолинск.

(При использовании статьи ссылка на источник http://bogorodskoe-zaria.ru/main/litaratura/327-prosto-i-pravdivo-o-zhizni-voennogo-pokoleniya.html обязательна). 




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.