Вместо районов – городские округа

Категории: Рубрики / Губерния от 24-08-2018, 13:03, посмотрело: 214

21 августа в правительстве региона обсудили модель создания городских округов в границах муниципальных районов и возможности её применения на территории. В пресс-конференции приняли участие заместитель министра внутренней и информационной политики Кировской области Андрей Лучинин, председатель ассоциации «Совет муниципальных образований Кировской области» Татьяна Телицина, исполнительный директор АСМО Алексей Потапенко и глава Санчурского района Александр Попов.

В настоящее время в Кировской области существует двухуровневая система организации местного самоуправления: первый уровень – это городские округа и муниципальные районы, второй – городские и сельские поселения. Всего в области сегодня 39 районов и 6 городских округов.

- Вопрос об увеличении числа городских округов поднимался не первый раз, - рассказал Андрей Лучинин. – И правительство региона, и ассоциация «Совет муниципальных образований Кировской области» изучали его достаточно плотно, анализировали законодательство и практику применения в других регионах, где подобный механизм уже работает. Мы пришли к выводу, что на территории Кировской области возможно продолжение реформы и создание городских округов в границах муниципальных районов.

Заместитель министра внутренней и информационной политики отметил, что на сегодня плотность населения в ряде районов области не становится больше, наоборот, наблюдается тенденция к сокращению. В связи с эти возникает вопрос о целесообразности существования там двухуровневой системы управления и её эффективности на данном этапе.

По словам Андрея Лучинина, местное самоуправление сегодня должно рассматривать все варианты своего развития. Районы и поселения должны сами определить, как им развиваться дальше, обсудить этот вопрос с главами, депутатами, населением и принять решение: либо оставить прежнюю организацию управления, либо попробовать создать новую модель.

- АСМО занималась этим вопросом, к нам обращались главы многих муниципальных образований, - отметила Татьяна Телицина. – Мы изучали практику Оренбургской, Нижегородской областей, был организован выезд в Пермский край – один из первых субъектов, который начал работать по созданию городских округов. Практику работы Губахинского городского округа изучала делегация в составе заместителя министра внутренней и информационной политики Кировской области, депутатов Законодательного собрания и глав трёх районов – Верхошижемского, Санчурского и Унинского.
Татьяна Телицина рассказала о том, что представляет из себя муниципальное образование Губахинский городской округ.
- В тех сельских поселениях, где раньше были администрации, появились территориальные отделы. То есть, власть «не ушла» с мест. Что касается финансирования, то те нормативы, которые выделялись на район раньше, были сохранены. Кроме этого, была разработана трёхлетняя программа социального развития, им те средства, которые высвобождались в результате создания городского округа, направлялись на три цели, определённые Постановлением края: благоустройство населённых пунктов, ремонты коммунальной и социальной инфраструктур. Что касается маленьких населённых пунктов, где администрация отсутствовала, и после реорганизации не был создан территориальный отдел -   там разработана система старост.
- В опыте Пермского края мы увидели достаточно много положительных вещей, - подчеркнул Андрей Лучинин. – Интересно, что при общении с главами бывших муниципальных образований и депутатами негативных отзывов мы не услышали.
Александр Попов, глава Санчурского района, где в настоящее время прорабатывают вопрос преобразования муниципального образования, рассказал о том, что побудило принять данное решение.
- В маленьких районах тенденция такова, что население каждый год уменьшается. И мы понимаем, что у нас возникает проблема, которая так или иначе заставит нас задуматься о преобразованиях. Являясь патриотами своего района, мы должны искать пути выхода, как выживать. Основная мысль – это развитие территории и повышение качества жизни населения. В рамках решения этой задачи мы проработали разные варианты – объединение всех сельских поселений в одно, объединения городского поселения и района, создание городского округа – всё это обсуждалось с главами поселений, активом района, руководителями предприятий и общественностью. Руководствуясь задачей «не навредить!», вместе мы пришли к выводу о целесообразности создания городского округа в границах Санчурского района.

Что такое для нашего маленького района 8 глав, 8 Дум, 8 генеральных планов, 8 бюджетов? Мы понимаем, что оперативно решать вопросы не можем. Главное, что мы увидели, посетив Пермский край – это эффективность управления территорией и эффективность вложения имеющихся финансовых средств.

- Ситуация подталкивает нас к тому, чтобы сосредоточить все ресурсы, - заметил Андрей Лучинин. – Потому что сегодня, вместо того, чтобы работать с населением и непосредственно выполнять свои функции, главы муниципальных образований тратят 70%  своего времени на создание нормативных документов, на внесение в них многочисленных изменений, на общение с надзорными органами.

Они «утонули» в бумагах – те люди, которые должны заниматься на местах улучшением условий жизни населения.

Вопрос о создании городских округов рассматривается в комплексе мер по развитию местного самоуправления на территории Кировской области.
- В контексте совершенствования территориальной организации местного самоуправления в базовом законе «Об общих принципах организации местного самоуправления» внесли изменения, - проинформировал исполнительный директор АСМО Алексей Потапенко. -  В частности, введён новый институт – институт старост сельского населённого пункта. Данной нормы раньше не было. Это форма непосредственного осуществления населением местного самоуправления. Основная задача старосты – организация взаимодействия местного населения и органов местного самоуправления. Ключевым здесь является то, что формирование этого института идёт снизу, то есть, по инициативе населения. По нашему мнению, данная форма имеет перспективу – в небольших населённых пунктах, где сегодня отсутствуют специалисты органов власти.
Алексей Потапенко также уточнил, что на уровне Федерации в приоритете – дальнейшее масштабирование других форм инициативного самоуправления, в частности, территориально-общественного самоуправления. В Кировской области есть хорошие результаты, но есть и нормативные ограничения: регистрация ТОСов усложнена, что и является камнем преткновения. Предложения по облегчению процедуры их регистрации уже направлены правительством региона.

- По сути, система ТОСов – это та практика, которая применяется в Кировской области при создании инициативных групп, занимающихся проектами по поддержке местных инициатив, - отметил Андрей Лучинин. – И эта система крайне важна для создания эффективной системы местного самоуправления.

Один из вопросов, заданных в ходе пресс-конференции, касался экономии средств в результате подобных преобразований. По словам Андрея Лучинина, экономический эффект в данном случае – это второй план. Первый – это создание более мобильной административной модели управления, у которой будут новые возможности – более оперативное управление ресурсами местных бюджетов, реализация финансовой и инвестиционной политики на территории всего городского округа, централизация и повышение эффективности муниципального управления, развитие единой коммунальной, транспортной, социальной и иной инфраструктуры и её доступности для населения объединённой территории.

Активу Богородского района рассказали о новой модели организации местного самоуправления

Инициативу образования городских округов выразили пять районов Кировской области. В их числе – Лебяжский, Санчурский, Орловский, Унинский и Богородский районы. Главы этих районов совместно с заинтересованными органами исполнительной власти Кировской области прорабатывают вопросы преобразования муниципальных образований.
22 августа заместитель министра внутренней и информационной политики Кировской области Андрей Лучинин обсудил модель создания городского округа с активом Богородского района.
Напомним, что этот вопрос депутаты представительных органов и главы муниципальных образований района уже обсуждали в ходе расширенного заседания 25 июля текущего года.

- Городской округ – это единственный на сегодня способ, позволяющий создать одноуровневую систему управления на территории района, - подчеркнул Андрей Лучинин. – Решение о переходе на новую модель остаётся за районами. Именно муниципалитет должен осознать, что нужно что-то менять. И если актив и руководство района готово изменить систему администрирования, то правительство региона окажет консультационную поддержку в данном вопросе. Но без вашего желания это сделать будет невозможно.

Пришедших на встречу интересовал вопрос, а не лишатся ли сельские жители, став «горожанами», прежних льгот?
Андрей Лучинин отметил, что изучал данный вопрос достаточно глубоко.

Льготы у сельских жителей зависят от статуса населённого пункта и никак не связаны с муниципальным устройством. То есть, все льготы и тарифы будут сохранены.

В ходе встречи много говорили и об экономической стороне обсуждаемого вопроса. В частности, заместитель главы Богородского района Л.А. Зимин отмечал, что на территории Богородского района уже проходили подобную оптимизацию, когда объединяли все сельские поселения в одно. И бюджеты тогда понесли немаленькие дополнительные затраты, которые никак не были возмещены в дальнейшем.
- Здесь есть свои подводные камни, - отметил Л.А. Зимин. – Не получится ли так, что мы сработаем с минусом, потратив на преобразования средства, которые можно было бы потратить на благо своего населённого пункта?
- Безусловно, мы должны предусмотреть все эти вопросы, чтобы в результате район не получил меньше субсидий на ту или иную деятельность, чтобы во время переходного периода он не понёс дополнительных расходов из бюджета, - ответил заместитель министра внутренней и информационной политики. – В настоящее время мы как раз этим и занимаемся. Мы знаем риски: при объединении поселений у нас зачастую те ресурсы, которые экономились, оставались в области. На сегодняшний день есть договорённость с министерством финансов, чтобы те районы, которые идут на создание одноуровневой системы местного самоуправления, получали дотации в том объеме, в котором получают сейчас. Пока это только устная договорённость, но лучше её закрепить Постановлением правительства области, как, собственно, это и сделали в Пермском крае.
Кстати, в завершении встречи, большая часть актива района проголосовала «за» создание городского округа. Были и некоторые воздержавшиеся. А вот голосовавших «против» в зале не наблюдалось.


Александра СОБОЛЕВА.

(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/gubernia/1566-vmesto-rayonov-gorodskie-okruga.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.