Свои кадры решают всё

Категории: Рубрики / Губерния от 14-07-2017, 21:09, посмотрело: 1 018

 По поручению главы региона Игоря Васильева началось формирование программы развития Кировской области. Документ разрабатывается с привлечением широкого круга экспертов. Обсуждение будущей программы развития региона началось с экспертной площадки по вопросам молодёжной политики и образования. Итогом дискуссии стало решение разработать в составе программы развития региона областную программу развития образования

 

Как отметил Игорь Васильев в ходе мероприятия, качественное образование – основа развития экономики. Задача областной программы – обеспечить своими кадрами промышленность и сельское хозяйство Кировской области, ликвидировать нехватку в районах врачей и учителей, обеспечить условия для возвращения молодых специалистов на малую родину после учёбы. При этом программа должна быть комплексной, с учётом всего цикла подготовки – от школы до трудоустройства и обеспечения социальных благ для специалистов.
В программу развития области войдёт ряд поддержанных участниками обсуждения предложений: по областному заказу, в рамках которого регион будет формировать заказ учебным заведениям Кировской области на специалистов конкретных профессий; по участию в этой программе работодателей; по ведению «своих» профильных предметов для сельскохозяйственных и промышленных территорий, а также по разработке механизма целевого распределения выпускников, обучающихся на бюджетной основе.

 - Мы предлагаем вернуться к профориентации на тех территориях, где особенно успешно развиваются сельхозпредприятия. Более того, если позволит бюджет, хотя бы в «пилотном режиме», подключив 2-3 школы, вернуть обучение по растениеводству, животноводству и другим актуальным для отрасли предметам, - предложил ректор Вятской государственной сельскохозяйственной академии Виктор Мохнаткин.

 Президент Вятской торгово-промышленной палаты Николай Липатников также подчеркнул важность подготовки специалистов рабочих профессий. Он отметил, что пока рабочие профессии хоть и остро необходимы, но не слишком популярны.

 - Мне очень понравилось предложение министра образования РФ Ольги Васильевой. С этого года те, кто получает рабочую специальность, впоследствии смогут поступить в вуз без ЕГЭ: для таких абитуриентов будет проводиться собеседование. В чем раньше была сложность? Человек пошёл на производство и через два года решил поступать в вуз, а ЕГЭ уже забыл. Ценность высшего образования очень важна для родителей. Считается, что если ты идёшь на рабочего – значит, в вуз уже не поступишь. А такое решение снимает подобные опасения, - рассказал Николай Липатников.

 Оборонно-промышленный комплекс, аграрная отрасль, образование и биотехнологии – вот главные точки роста Кировской области, которые в ближайшем будущем потребуют больше квалифицированных кадров.
Вопрос подготовки специалистов актуален и в моногородах региона, где в течение ближайших двух лет планируется создать более 3800 рабочих мест, не связанных с деятельностью градообразующих предприятий. В Кировской области таких моногородов одиннадцать – Луза, Вятские Поляны, Кирс, Белая Холуница, пгт Красная Поляна, пгт Демьяново, пгт Мурыгино, Омутнинск, Кирово-Чепецк, Уржум, пгт Стрижи.
Глава региона отдельно подчеркнул, что важно не забывать о тех, кто формирует заказ на кадры – работодателях, промышленниках, инвесторах.

 - Мы не должны допускать потребительского отношения со стороны бизнеса, когда говорят: «я сделал предприятие, дайте мне сварщика!». Помимо финансов, для формирования конкурентноспособной системы образования нам нужны идеи, предложения по кооперации, совместные с бизнесом программы, - уверен Игорь Васильев.

 В ближайшее время в рамках формирования программы развития Кировской области с участием Игоря Васильева также пройдут экспертные площадки по вопросам развития промышленности, сельского хозяйства, гражданского общества. Ближайший «круглый стол» по программе развития будет посвящён вопросам поддержки сельхозпроизводителей. Он пройдет 17 апреля на базе агрофирмы «Среднеивкино».

 
От школы до трудоустройства

Что же думают по поводу предложенных участниками экспертной площадки мер по развитию системы образования богородчане – руководители учреждений образования и здравоохранения Богородского района?

 

Студентов – в производственный процесс

Н.М. ГУБИНА, заведующая дошкольным образовательным учреждением «детский сад «Солнышко» п. Богородское:
- Я полностью поддерживаю предложения Анатолия Чурина, по поводу того, что от советской системы образования нужно взять лучшее, сформировав программу областного заказа. Положительно скажется на количестве абитуриентов, выбирающих для поступления высшие учебные заведения города Кирова и предложение главы региона Игоря Васильева, касающееся возвращения губернаторских стипендий одарённым студентам. Это хороший стимул, чтобы наши выпускники получили образование в родных вузах и остались на родной земле. А программа областного заказа могла бы дать им гарантированное трудоустройство.
- Какие меры по развитию системы образования Вы бы предложили учесть в разрабатываемой программе развития Кировской области?
- Сегодня выпускники вузов, не имеющие практического опыта работы по специальности, являются одной из наиболее незащищённых и невостребованных категорий в области трудовых отношений, потому что работодатели, чаще всего, предпочитают нанимать специалистов с уже имеющимся опытом работы. Должно быть взаимодействие будущего молодого специалиста с предприятием или организацией, начиная с периода обучения в учебном заведении, предусматривающее все виды практики, стажировку, временное трудоустройство. Тогда выпускники уже к концу обучения получат все необходимые практические навыки работы на конкретном предприятии. К сожалению, у нас сейчас практика носит по большей части формальный характер. Студенты, чаще всего, не вовлечены в реальный производственный процесс.
Конечно, сейчас воссоздать полностью прежнюю систему подготовки кадров невозможно. Но можно проработать правовые аспекты подготовки специалистов «по заказу» предприятий, элементы их государственной поддержки, систему льгот в области налогообложения для молодых специалистов и их работодателей, возможности поощрения прохождения производственных практик с реальным включением в производственный процесс. В этих вопросах главное – заинтересованность как самих образовательных учреждений, так и потенциальных работодателей. Учебным заведениям следует проявлять больше инициативы в области сотрудничества с предприятиями и организациями. А работодатель, в свою очередь, должен заниматься вопросами кадрового планирования и прогнозирования потребности в кадрах на перспективу, а также активно участвовать в процессе подготовки будущих выпускников.

 

Чтобы жить на селе было интересно

В.А. ЗАШИХИН, директор Ошланской средней школы:
- К сожалению, сегодня мы часто наблюдаем проблему профессиональной дезориентации выпускников сельских школ. Дети не понимают, на кого им пойти учиться, поступая в учебные заведения, они часто получают специальности, которые остаются для них чужими. Профориентация должна занимать важное место в деятельности образовательного учреждения, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. В нашей школе профориентация проводится с начальных классов. Нужно начинать ориентировать школьников к профессии как можно раньше и на всех ступенях обучения.
- Как Вы относитесь к инициативе вернуть в школы сельскохозяйственных районов профильные предметы: животноводство, растениеводство и подобные?
- Положительно. В своё время в нашей школе всё это успешно работало. Мы же в деревне живём, и жизнь наша здесь зависит от успешной работы местного сельхозпредприятия. На селе такое обучение нужно, потому что здесь есть и будут востребованы представители сельскохозяйственных специальностей. Обучая со школьной скамьи учащихся основам животноводства, растениеводства, машиноведения, мы, можно сказать, создаём некий кадровый резерв для агробизнеса. Программа такого обучения должна предусматривать возможность включения учащихся в трудовую деятельность на местных предприятиях, возможность использовать производственную базу предприятия – поля и животноводческие объекты. Даже, если выпускники школ и не захотят в дальнейшем связать свою жизнь с сельским хозяйством, то полученные знания всё равно дадут им немало практических умений, которые могут пригодиться в жизни.
- Какие меры могут привлечь в районы недостающих специалистов?
- Как показала практика в сфере здравоохранения, доплаты для медиков, готовых работать в районе, так и не решили проблему дефицита кадров. Чтобы специалисты приезжали в сельскую местность и оставались там работать, в первую очередь, нужны служебное жильё и достойная заработная плата. Немаловажную роль играет и инфраструктура. Нашей молодёжи необходимы хорошие дороги, детские сады, школы, медицинское обслуживание, досуговые учреждения, чтобы жить на селе им было интересно так же, как в городе.

 

Система должна формироваться на всех уровнях

А.А. СОБОЛЕВ, главный врач Кировской клинической больницы №7:
- В рамках обсуждения программы развития Кировской области одним из предложений было введение в регионе системы областного заказа на специалистов востребованных профессий. Как это сможет помочь конкретно Вашему учреждению?
- К сожалению, все попытки решить кадровую проблему в сфере здравоохранения на селе за счет введения различных механизмов дополнительного финансирования, не привели к успеху. Не приходится надеяться и на программу целевой подготовки специалистов для предприятий и учреждений: практика показывает, что выпускники учебных заведений, получив образование, не стремятся вернуться в родной район на предприятие, которое финансировало их обучение, а предпочитают просто вернуть деньги, тем более что законодательство это предусматривает. В Богородском филиале мы уже не первый год пытаемся решить проблему с отсутствием врача акушера-гинеколога, не едут в сельские ФАПы и фельдшеры. Так что, программа областного заказа на специалистов востребованных профессий могла бы помочь в решении этих вопросов.
- Как Вы считаете, какие меры могут удержать молодёжь на селе?
- Только программа государственного перераспределения кадров. И на селе молодёжи нужны не столько зарплата и жильё, сколько развитая социальная инфраструктура.
- Какие меры по развитию системы подготовки кадров Вы бы предложили учесть в разрабатываемой программе?
- Анализ состояния кадров в районах, прогнозирование и планирование потребностей в специалистах, организация подготовки этих специалистов, мероприятия по их закреплению на селе, меры по стимулированию труда – всё это важные и нужные направления развития системы подготовки кадров. Но эта система должна формироваться на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном и частном, то есть отдельном предприятии, организации или учреждении. Главное – установить оптимальное сочетание интересов всех уровней и согласовать действия всех субъектов кадровой политики по реализации данных интересов.

 Богородская Заря. - от 15 апреля 2017 года.


Александра СОБОЛЕВА.

(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/gubernia/1358-svoi-kadry-reshayut-vse.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.