Оглядываясь назад…

Категории: Рубрики / Жизнь района от 25-04-2013, 09:55, посмотрело: 2 473

Обсуждая становление местного самоуправления в Богородском районе, нельзя не вспомнить о ветеранах муниципальной службы. Заслуживает большого уважения труд Л.С. Рычковой и Т.И. Калабиной, проработавших в органах местного самоуправления около тридцати лет. Нельзя не отметить огромную ответственность, знание своего дела, умение работать с людьми и эффективно решать проблемы своей территории бывших глав сельских администраций. С одним из них – Виктором Ивановичем Ходыревым, бывшим главой Спасского сельского поселения, мы беседовали о плюсах и минусах современной системы местного самоуправления


На волне демократии

Виктор Иванович Ходырев пришёл на муниципальную службу в 1990-м году и проработал в этой сфере до 2007 года. Более 17 лет своей жизни. Сначала был председателем Спасского сельского совета, потом – главой администрации Спасского сельского совета, потом – главой Спасского сельского поселения. Можно сказать, он стоял у истоков формирования системы местного самоуправления на территории района. 
- Начало работы - 90-е годы, - вспоминает Виктор Иванович, - были временем неспокойным и бурным. Наверное, во все времена работа председателя сельского совета была непростой. Но в 90-е годы прошлого века нам было особенно нелегко: страну захлестнула волна демократии, полки магазинов опустели, недовольство людей росло. В этот же период начался распад сельского хозяйства и невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы. Люди были настолько возмущены и озлоблены, что часто приходилось слышать, что, мол, ещё чуть-чуть и народ возьмётся за вилы…
Бывший глава часто вспоминает те годы своей работы, отмечая тот факт, что в памяти, в основном, остались только хорошие моменты, хотя были и трудности, и проблемы.
- Самой главной сложностью было то, что до 2005 года у нас не было своего бюджета, - говорит В.И. Ходырев. – Работать нам приходилось по смете, следовательно, никаких прав на денежные средства мы не имели. Когда был принят 131-й закон «Об основах местного самоуправления», все были преисполнены надеждами на то, что скоро муниципалитеты получат больше самостоятельности, в том числе и финансовой, а, значит, работать будет легче. Но проще не стало: во-первых, были «перелопачены» горы бумаг, так как всю нормативно-правовую базу муниципального образования пришлось делать заново. Во-вторых, на органы местного самоуправления было возложено много полномочий, которые ничем не подкреплялись. В большей степени это сохранилось и по сей день, а тогда тот момент был самым болезненным.


Народу - виднее

- Я всё время пытаюсь сравнить: как было тогда, и как сейчас, - отмечает Виктор Иванович. - С течением времени взгляды меняются – этот процесс неизбежен. Как и во время моей работы, так и сейчас, часто слышу фразу от властей разного уровня, обращённую к органам местного самоуправления при попытке просить помощи при решении каких-либо проблем: «Есть 131-й Закон, вы – самостоятельны, вы решайте проблемы сами». Эту позицию я никак не могу принять, ведь «золотая середина» в работе всех уровней власти быть должна! 
Когда работал «внутри» системы, на все проблемы смотрел с одной точки зрения, когда смотрю со стороны простого жителя села – проблемы вижу в другой стороны. Как раньше наш народ ругал власть, так и сейчас ругает. Считаю, что народу виднее: если работа органов местного самоуправления не подкреплена конкретными делами – для народа она незаметна.
Одна из основных задач местного самоуправления – сделать власть ближе к народу. Местная власть, безусловно, к населению стала ближе. Но не более. Дальше – пропасть. Должные звенья никак не складываются в цепочку, которая должна чётко выстроиться от центральной власти до самых низов. И это сегодня остаётся проблемой.
- Рассуждая о том, когда было проще работать - тогда или сейчас, - говорит Виктор Иванович, нужно вспомнить тот факт, что когда мы начинали, на селе ещё работали базовые сельхозпредприятия, и большая часть хозяйственных проблем и забот лежала на плечах этих хозяйств: коммунальные услуги, содержание дорог в селе, занятость населения, они даже несли часть финансовой нагрузки за объекты социальной сферы на селе. Потом школы, детские сады, Дома культуры, библиотеки оказались на балансе сельской администрации, а денег на их содержание у нас не было: в школу, к примеру, мел не на что купить было, а родителям приходилось самим дрова для котельной готовить. Сегодня вся эта социальная сфера передана на районный уровень. В этом плане органам местного самоуправления на селе стало проще.
- Очень жаль, - отмечает В.И. Ходырев, - что сегодня органами местного самоуправления заброшена вся общественная работа, которой мы, в своё время, уделяли огромное внимание. Работа Женсовета, совет ветеранов, общественного совета села и других общественных организаций – это и есть та ниточка, которая связывает население с властью. Удивительно, что когда сейчас собирают сходы жителей сёл с участием представителей районной власти, об этой проблеме речь даже не ведётся. Какая на сегодня связь народа с властью? Соберут раз в полгода сход, на который придёт человек десять - и всё. Вопросы свои жители, конечно, задают, только вот на них как-то никто не реагирует…


От объединения ждали большего…

Виктор Иванович, как и многие его односельчане, объединение поселений на территории нашего района поддержал, но ожидал, что к нему подойдут более разумно. Объединение всех сельских поселений в одно бывший глава считает большой ошибкой. 
- Гораздо разумнее было бы оставить три сельских поселения, - говорит В.И. Ходырев. – В одно вошли бы такие населённые пункты, как Спасское, Туманы, Хороши и Лобань, в другое – Рождественское, Ошлань и Таранки, в третье – Ухтым, Караул и Верховойское. А, объединив все поселения в одно, мы получили неуправляемую территорию. Приведу в пример последний случай: вчера в Спасском не стало воды. Глава поселения находится на учёбе, его заместитель – в с. Ошлань, наш специалист – в отпуске. К кому обращаться? Куда звонить? Кто будет устранять проблему? На мой взгляд, специалисту на селе следует дать больше полномочий, подкреплённых законодательно. Кроме того, специалист этот должен быть талантливым, знающим, деятельным человеком, способным руководить и решать многие проблемы, а не просто выписывать справки и приёме платежей.
Объединение поселений позволяет существенно экономить бюджет. Но, согласитесь, что сама фраза «экономить на населении» звучит как-то странно. К тому же, жить по средствам для нашей территории не подходит и никогда не будет подходить: условия, в которых мы живём, этого просто не позволяют. И это тоже проблема.

…Оглядываясь назад, нельзя сказать, когда было лучше: сегодня или 10 лет назад. И тогда, и сейчас в работе глав поселений были свои плюсы и минусы, свои проблемы и достижения. Хочется верить, что когда-нибудь формирование системы местного самоуправления придёт к тому варианту, который будет удобным и власти, и народу.

Александра СОБОЛЕВА.
Заря. - от 20 апреля. - 2013 года.
(При использовании статьи ссылка на источник http://bogorodskoe-zaria.ru/main/gizn-rayon/668-oglyadyvayas-nazad.html обязательна).




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.