«Мусорная» реформа: разгребём или огребём?

Категории: Рубрики / Жизнь района от 24-08-2018, 14:54, посмотрело: 1 338

К 1 января 2019 года Россия должна полностью перейти на новую систему обращения с отходами. Реформирование началось по всей стране. Это и понятно, учитывая масштаб проблемы, которую без преувеличения можно назвать проблемой века

Представьте себе: по подсчётам экологов, современные люди ежегодно выбрасывают такое количество мусора, что из него можно собрать гору высотой с Эльбрус! На свалки – санкционированные и несанкционированные отправляются органические остатки, пластик, электротехника, химические отходы и многое другое. В процессе гниения и разложения они выделяют ядовитые соединения и газы, загрязняющие окружающую среду. Например, фольга будет разлагаться сто лет, пластик – более двухсот, стекло – не менее тысячи. Одна батарейка способна отравить 400 литров воды или до 20 квадратных метров почвы. Так что «мусорная» реформа – мера вынужденная, объёмы отходов увеличиваются и дальше тянуть с решением этой проблемы невозможно, если мы хотим думать о подрастающем поколении нашей страны.

Каждый сам за себя

«Мусорная» реформа полностью перестроит алгоритм сбора и утилизации твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Основная идея такова: отходы производит каждый человек – от младенцев до стариков, и платить за них должен каждый человек.

С 1 января 2019 года по Федеральному Закону всем жителям страны необходимо будет платить за ТКО, независимо от того, где он проживает – в крупном городу или глухой деревне.

Это будет новой коммунальной услугой, выделенной в отдельную строку в платёжном документе за «коммуналку».

Главным действующим лицом реформы станут выбранные на конкурсной основе региональные операторы, которые будут отвечать за весь цикл «жизни» мусора – от вывоза до захоронения. То есть, именно региональный оператор и будет оказывать данную новую услугу.

Плата будет высчитываться, исходя из утверждённого тарифа регионального оператора и утверждённой нормы накопления, то есть, на каждой территории сумма оплаты будет своя.

Плата за мусор с каждого человека, а не с квадратного метра жилья – это лишь одно изменение. В целом же, изменения предусмотрены масштабные.

 Реформа предполагает, что мусор нельзя будет просто зарыть в землю. Его нужно переработать. А для этого в каждом регионе необходимо наладить централизованный сбор и сортировку и всё, что можно – отправлять на переработку.

На полигоны же вывозить лишь оставшуюся часть. В конечном итоге, мусора, подлежащего захоронению, должно стать в разы меньше. Нужно создать инфраструктуру по переработке отходов – мусороперегрузочные и мусоросортировочные станции, а в некоторых регионах – и мусороперерабатывающие заводы.

Идея – благая. Подобная схема должна, в первую очередь, организовать потоки движения ТКО от места накопления до чётко указанного объекта размещения. Но вопросов по переходу на новую систему остаётся ещё много.

В Кировской области

Почти весть 2016 год Министерство охраны окружающей среды Кировской области собирало данные о мусоре в регионе: кто и сколько его производит, где и как утилизирует.

В итоге была составлена территориальная схема обращения с отходами – ключевой документ, состоящий из десятков таблиц и 100-страничного текстового документа, согласно которому будут организованы все мусорные потоки в регионе в ближайшие 10 лет.

В начале 2018 года правительство региона создало электронную модель этого документа. Для этого в специальную программу были внесены цифры по количеству жителей в каждом населённом пункте области. И, исходя из нормативов образования отходов, имеющихся дорог и работающих полигонов захоронения ТКО, была получена электронная модель территориальной схемы обращения с отходами.

Электронная модель содержит более 100 вариантов размещения отходов в Кировской области, среди которых пока выбран оптимальный, с точки зрения затрат на перевозку мусора от контейнеров к месту сортировки и захоронения. Электронная модель территориальной схемы обращения с отходами размещена на экологическом информационно-аналитическом портале Кировской области priroda.kirovreg.ru.

По информации министерства окружающей среды и природопользования, на территории Кировской области планируют построить 2 мусоросортировочных завода, 13 мусоросортировочных станций и 14 мусороперегрузочных станций. Кроме этого, к 2029 году в регионе должны быть введены в эксплуатацию 15 полигонов ТКО.

При этом существующие на сегодняшний день полигоны, по мере исчерпания мощности, будут постепенно выводиться из эксплуатации. Вместо них предполагается строительство объектов мусоросортировки и новых мощных полигонов.

Согласно схеме, в 2018-2019 годах полигоны ТКО должны появиться в девяти районах, в том числе и в Богородском районе. В 2019 году в Верхнекамском, Советском и Слободском районах должны быть построены три мусоросортировочные станции. Ещё семь мусороперегрузочных станций должны появиться в Котельничском, Юрьянском, Мурашинском, Подосиновском, Кильмезском, Даровском и Малмыжском районах. Сюда будут привозить отходы из соседних районов области, чтобы перегрузить их на мусоровозы большего объёма, а затем транспортировать на мусоросортировочные станции. Кстати, согласно той же схеме, в 2022 году мусоросортировочная станция должна появиться и в Богородском районе.

Сколько платить?

Напомним, что по результатам конкурсного отбора, проведённого в апреле текущего года, статус регионального оператора по обращению с ТКО на 10 лет присвоен АО «Куприт». В соответствии с соглашением, региональный оператор в течение всего срока обязуется обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО на территории Кировской области. Надзорным органом в отношении регионального оператора выступает областное министерство энергетики и ЖКХ.

Во сколько же региональному оператору обойдётся создание всей «мусорной» инфраструктуры? Это тоже рассчитано в электронной модели.

Так, согласно документу, на строительство новых «мусорных» объектов на территории Кировской области в 2018 году инвестиций потребуется 1 млрд. 125 млн. рублей. Ещё порядка миллиарда рублей придётся потратить в последующие три года на строительство новых полигонов, станций мусоросортировки и мусороперегрузки. А вот на рекультивацию полигонов, которые завершат свою работу в 201802020 годах запланировано 4,4 млрд. рублей.

Исходя из этих затрат, в территориальной схеме прописан ориентировочный единый тариф регионального оператора. В 2019 году от может составить 5614 рублей за тонну отходов с учётом 18% НДС, и каждый год он будет расти в среднем на 3-5%. Следовательно, можно предположить, что и тариф для населения из года в год будет увеличиваться.

Размер «мусорного» тарифа пока не утверждён, известно только, что он не должен будет превышать 156 рублей с человека в месяц  – именно такую максимальную величину утвердили региональные власти. Итоговый тариф будет утверждён Региональной службой (РСТ) по тарифам не ранее декабря 2018 года.

Для этого региональный оператор должен представить в РСТ сведения о затратах на создание всей этой инфраструктуры. А это не только открытие контейнерных площадок в каждой отдалённой деревне, но и покупка техники, строительство мусоросортировочных и мусороперегрузочных станций. В РСТ отмечают, что при расчёте тарифа будут учитывать расходы на услугу регионального оператора, расходы на обработку, размещение и транспортировку ТКО, в том числе и плату за негативное воздействие на окружающую среду, траты на покупку мусоровозов и затраты на их ремонт и амортизацию. При этом обещают учесть доход от реализации вторичного сырья, который оператор будет получать.

Переходить на новую систему обращения с отходами будут поэтапно. И если всю инфраструктуру планируют создать к 2022 году, то контейнеры и мусорные площадки должны появиться во всех населённых пунктах региона уже до конца текущего года.

Персональная ответственность – на глав районов!

Каким образом будет осуществляться транспортировка ТКО в области с 1 января 2019 года, обсудили в Министерстве энергетики и ЖКХ Кировской области 6 августа. Рабочее совещание в режиме видеоконференцсвязи прошло с участием глав муниципальных образований, руководства АО «Куприт» и представителей организаций, транспортирующих отходы.

В целом, министр энергетики и ЖКХ Игорь Редькин отметил низкую активность всех районов к переходу на новую систему обращения с отходами.

Так, полностью отсутствуют места накопления ТКО (контейнерный площадки) в Арбажском, Афанасьевском, Вятскополянском, Даровском, Кильмезском, Малмыжском, Сунском, Унинском, Фалёнском и Юрьянском районах. В остальных районах места накопления созданы только на территории районных центров.

Игорь Редькин проинформировал участников совещания о громадном объёме работы, которую предстоит сделать как региональному оператору, так и исполнительной власти Кировской области, органам местного самоуправления.

- Наша основная цель – обеспечить переход на новую систему обращения с ТКО с 1 января 2019 года. Ситуация сложная. И нам необходимо совместными усилиями решать все проблемы.

Министр энергетики и ЖКХ напомнил, что сейчас, в соответствии с 89-м Федеральным законом «Об отходах производства», к полномочиям органов местного самоуправления относится только участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО на территории соответствующих муниципальных образований. А с 1 января 2019 года к полномочиям органом местного самоуправления (городские округа, районы и городские поселения) добавится создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра этих мест, а также организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО.

В связи с этим, Игорь Редькин подчеркнул, что  главы районов будут нести персональную ответственность по переходу своего муниципального образования на новую систему обращения с ТКО.

Представители АО «Куприт» отметили, что на данном этапе с региональным оператором в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством, идёт согласование условий для выбора оператора по транспортированию ТКО. Параллельно ведётся согласование проекта договора с операторами, эксплуатирующими полигоны, а также готовятся материалы в региональную службу по тарифам.

Интересно, что вопросов в ходе совещания у муниципальных образований не возникло, из чего министр энергетики и ЖКХ сделал вывод, что в процесс перехода на новую систему обращению с ТКО они ещё не включились. Иначе вопросов было бы много.

Готовы ли мы к переходу на новую систему обращения с отходами?

В настоящее время в Богородском районе на территории городского поселения сбором и вывозом мусора занимается администрация городского поселения – она содержит мусоровоз, водителя, заключает договоры с населением. Администрация Ошланского сельского поселения организует сбор и вывоз мусора в сельских населённых пунктах, нанимая технику частных лиц. Никакой лицензии на право сбора и транспортировки отходов наши перевозчики, естественно, не имеют. Весь собранный мусор вывозится на полигон ТБО, принадлежащий администрации района и пущенный в эксплуатацию с 2011 года.

В 2014 году в отношении данного объекта между администрацией района и МУП ЖКХ Ошланского сельского поселения было заключен Договор безвозмездного пользования.

Но с 1 июля 2015 года деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов стала подлежать лицензированию.

- В 2016 году МУП ЖКХ, с учётом своих финансовых возможностей, начал готовить все документы для получения лицензии, - говорит глава Ошланского сельского поселения П.В. Медведев. – В 2017 году в законодательство опять внесли много изменений, которые потребовали дополнительных обследований и анализов для получения лицензии. МУП Ошланского сельского поселения не хватило ни средств, ни времени, ни опыта работы в этом сложном бизнесе. В итоге, в 2018 году мы оказались «вне правового поля». Если в 2017 году у МУПа не было лицензии, но был тариф и возможность заключать договоры, то в 2018 году предприятие осталось без источника существования: лицензии нет, тарифа нет, договоры заключить нельзя.

В мае текущего года МУП ЖКХ Ошланского сельского поселения в администрацию района было направлено письмо о расторжении Соглашения. 20 июля Соглашение было расторгнуто. В настоящее время МУП ЖКХ Ошланского сельского поселения никакого отношения к полигону ТБО уже не имеет.

20 июля на сайте Богородского района munbog.ru было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договора аренды муниципального недвижимого имущества, находящегося в собственности Богородского района, а именно – сооружения полигона твёрдых бытовых отходов.

По информации главы Ошланского сельского поселения, организация, желающая работать на полигоне, есть. А пока жители района везут на полигон всё – бытовой мусор, органические отходы, пластик, картон, доски, брёвна, ветки деревьев и другой мусор, завалы которого стремительно приближаются к самой дороге.

- Павел Владимирович, что же нас ждёт с 1 января 2019 года?

- Жители Богородского района будут заключать договоры на услуги по утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов уже с региональным оператором – АО «Куприт», которому и пойдёт вся плата за данную услугу. А региональный оператор, в свою очередь, будет уже заключать договоры с теми, кто на местах будет заниматься сбором и транспортировкой ТКО, то есть, с тем самым потенциальным желающим работать на нашем полигоне. Здесь какая ситуация: чем чаще собирать мусор,  чем дальше его везти, тем это выгоднее будет перевозчику. Он поедет в населённый пункт, независимо от того, пустой контейнер там или полный. А, учитывая состояние наших сельских дорог,  могут возникнуть проблемы и начаться жалобы: перевозчик будет недоволен тем, что не сможет проехать в населённый пункт в период распутицы, население же будет жаловаться на то, что деньги берут, а мусор вовремя не вывозят. А виновата, в конечном итоге, будет опять местная власть.

Лучше, если свой!

- Конечно, лучше, чтобы на территории района был свой транспортировщик, а мусор вывозился на свой полигон, - отметил глава Ошланского сельского поселения. – Это и району выгодно: наш полигон входит в территориальную схему обращения с отходами. Согласно данной схеме, соседний, Унинский район, тоже должен возить свой мусор на наш полигон. В тариф за новую услугу будет включена плата за негативное воздействие на окружающую среду, и 50% этой «негативки» будет оставаться в районе. По сути, на эти деньги и нужно организовать все мероприятия по работе с отходами. Если мусор в Богородском районе будут только собирать, а вывозить на полигон, например, в Зуевском районе, то и плата за «негативку» будут поступать в бюджет Зуевского района. А требовать, к примеру, те же контейнерные площадки, всё равно будут. Только средства на их обустройство придётся изыскивать уже в нашем бюджете. Для жителей, в принципе, без разницы, кто и куда будет возить их мусор, а вот для районного бюджета  полигон может стать дополнительным источником поступления средств.

Отметим, что на сегодняшний день многих богородчан волнует один вопрос: "Кто наведёт порядок на местном полигоне ТБО?".

- 15 августа в администрации района подвели итоги аукциона на право заключения договора аренды полигона ТБО, - проинформировал глава Богородского района В.Ю. Ситников. - Новый хозяин полигона найден. В настоящее время администрация района наводит на полигоне порядок, чтобы передать его эксплуатирующей организации, которая и будет заниматься содержанием данного объекта, и с которой в дольнейшем будет заключать договор региональный оператор.

Как с 1 января 2019 года заработает новая система обращения с отходами в стране, в области и конкретно в нашем, Богородском районе, покажет время. Но вопросов, касающихся «мусорной» реформы, становится всё больше.

 


Александра СОБОЛЕВА.

(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/gizn-rayon/1571-musornaya-reforma-razgrebem-ili-ogrebem.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.