На Пулковских высотах тишина

Категории: Рубрики / Эхо войны от 25-03-2020, 16:10, посмотрело: 784

Владимир Якимович Черемных, уроженец д. Ворсик Богородского района, в годы Великой Отечественной войны защищал город на Неве. В 1943 году он был тяжело ранен, из госпиталя вернулся домой и, будучи инвалидом, трудился в колхозе плотником, учил других плотницкому делу.

Его сын, ныне ветеран труда С.В. Чермных, несколько лет назад побывал на Пулковских высотах, где воевал отец. В 1967 году здесь был создан мемориальный комплекс «Пулковский рубеж», входящий в Зелёный пояс славы.

Когда Сергей Владимирович задумчиво бродил по аллее, подходил к танкам Т-34, рассматривал мозаичное панно длиной более 30 метров, то представлял сцены кровопролитных боёв на линии фронта у Пулковских высот, советских бойцов, что погибали, но не дали врагу прорвать оборону.

Как-то сами собой накатили воспоминания прошлых лет, когда он вместе с матерью провожал отца на фронт:

- Лошадь нам дали только на один день. Проводили отца только до деревни Ворончихи, как нужно было возвращаться обратно. Маме отец наказал перед уходом: «Анисья, береги детей». А меня просил беречь мать и помогать ей во всём. Отец от этой деревни ушёл пешком на сборный пункт в г. Киров. Потом узнали, что из Кирова его с другими солдатами отправили защищать подступы к Ленинграду. Около пяти месяцев он оборонял от фрицев Ладожскую ледовую дорогу, по которой доставлялось в город продовольствие, отстаивал Пулковские высоты, где происходили упорные бои…

Во время очередной атаки немцев Владимира Якимовича контузило, и он месяц лечился в лазарете. После выписки прошёл курсы пулемётчиков. И снова Пулковские высоты. Эта цепь холмов высотой до 76 метров тянулась к юго-западу Ленинграда в направлении Ижорской возвышенности. Высокая холмистая местность использовалась в Великую Отечественную войну как наблюдательный пост. Отсюда также открывается великолепный вид вплоть до городской черты… Только защитникам не довелось полюбоваться на красоты Ленинграда с высоты. Нужно было любой ценой сдержать натиск врага. Снова атака. И очередное ранение. На этот раз осколок немецкого снаряда навсегда остался у Владимира в печени, несмотря на трёхмесячное лечение в госпитале.

Но война продолжалась. Володя окончил дополнительно курсы сапёров и попал в разведроту. И вот группа идёт на задание, разведчикам дан приказ: взять живым «языка». Задача сапёра при этом – создать безопасный «коридор» для прохождения бойцов через минное поле. А для этого необходимо перерезать проволочное заграждение. Пока немцы не беспокоили, Володя быстро справился с этой задачей. Отбросив в сторону витки колючей проволоки, разведчик-сапёр по-пластунски дополз до немецкой траншеи. Вернувшись обратно, он доложил командиру о выполнении личного задания. «Коридор» был свободен, и разведгруппа последовала за Володей, как за направляющим, в немецкий тыл. Для фашистов появление разведчиков оказалось неожиданным. Бойцы профессионально «сняли» охрану фрицев и двинулись к блиндажу. Володя первым ворвался внутрь, где взял в плен одного из офицеров и захватил важные штабные документы. Также ползком добирались обратно в расположение части, причём пленного пришлось тащить на себе. Таким образом, вылазка увенчалась успехом, и командир получил интересующие сведения. За этот подвиг Владимир Черемных был награждён орденом Славы III степени.

Через какое-то время поступил новый приказ о взятии «языка» и штабных документов. Всё проходило по-прежнему сценарию. Но, когда разведчики уже возвращались с трофеями и добытым пленным обратно, немцы открыли ураганный огонь. Поторопившись доставить сведения и уберечь «языка», Володя не заметил противопехотную мину. В результате тяжёлого ранения он лишился левой ноги и получил серьёзные повреждения правой. Чтобы не допустить большой кровопотери, солдат, ещё пребывая в шоке, снял обмотку с уже бывшей ноги и наложил жгут на оставшуюся часть выше колена. В тот же миг силы оставили его и сознание угасло…

После возвращения разведгруппы с взятым «языком» командир проверил численный состав, кто оказался ранен, кто не вернулся. Не досчитались сапёра Черемных. В поиск бойцы выдвинулись по прежнему маршруту уже вместе с медсестрой. Когда его нашли, не сразу поняли, что тот жив… Медсестра наскоро перевязала бинтами раны, и боевые товарищи положили раненого на плащпалатку. Сразу из части его отправили в медсанбат, а оттуда – в Ленинградский госпиталь. Спустя неделю на самолёте – в г. Волхов, далее в санитарном поезде – в военный госпиталь г. Новосибирска, где ему в августе 1943 года вручили медаль «За оборону Ленинграда». Через шесть месяцев лечения решалась судьба героя. Примет ли его семья такого, каким он стал?

В феврале 1944 года медсестра сопроводила Владимира до станции Зуевка, там она отбила телеграмму его жене о прибытии раненого на фронте бойца на данную станцию.

Сергей Владимирович Чермных немного рассказал об этой встрече:

- Матери выделили в колхозе лошадь, и она отправилась за отцом в Зуевку, куда прибыла спустя два дня. Медсестра спросила маму, принимает ли она и вся семья мужа и отца. Получив устное согласие, взяла расписку в том, что жена и семья принимают красноармейца В.Я. Черемных и будут заботиться о нём. Бывали, сказала она, случаи, что и отказывались от инвалидов. Со слезами радости, что муж всё же живой, мама привезла его домой. А мы были ему любому рады. Отец вернулся!

В Ворсик кроме Владимира демобилизовали с фронта ещё двоих жителей деревни, ставших инвалидами. А 27 их земляков никогда уже не увидели своих родных – сгинули на полях сражений.

Владимир Якимович не падал духом. Постепенно, вначале с помощью костылей, а потом и без них на изготовленном протезе, он начал ходить. А чтобы не стать нахлебником для семьи, плотничал в колхозе, да и других учил этому делу. Он и до войны считался в деревне очень хорошим плотником, а теперь его мастерство было особенно ценным. Так он зарабатывал трудодни для семьи. Но восемь человек, из них пять детей, прокормить было сложно на ту муку, что получали за «палочки» да ещё он по инвалидности. Семья голодала, двое детей умерли в младенчестве.

В мае сказался осколок в печени. Месяц Владимир находился в больнице, но хирург осколок извлекать не стал, объяснив, что он уже оброс тканью. Подлечившись и выйдя из больницы, он снова пошёл работать. В декабре 1945-го сын Сергей окончил курсы трактористов и устроился работать в МТС, став основным кормильцем семьи. Отец гордился им.

Время шло своим чередом. Годы незаметно пролетали. Всего 18 дней Владимир Якимович не дожил до своего 70-летия. Израненный организм не смог больше бороться. В памяти родных, своего сына он остался стойким и мужественным человеком, настоящим героем.


Галина БРОННИКОВА.

(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/eho-voyna/1852-na-pulkovskih-vysotah-tishina.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.