Л.Г. КАЛИНИНА: «Спектакль – это моё детище»!

Категории: Рубрики / Человек и закон от 28-09-2020, 13:15, посмотрело: 156

Почетный гражданин Богородского района – звание особенное, это – признание выдающихся личных общественно-значимых заслуг перед районом. Столь высокого звания в нашем районе удостоены восемь человек, в их числе - режиссер Богородского народного театра драмы Людмила Геннадьевна КАЛИНИНА.

 Л.Г. Калинина всю свою жизнь посвятила развитию театрального искусства на богородской земле, более 40 лет является бессменным руководителем народного театра драмы. Благодаря её таланту, энергии и настойчивости богородский зритель увидел 42 театральные постановки. В преддверии Дня России и Дня Богородского района Людмила Геннадьевна рассказала о творческом пути, о муках рождения спектакля, о признании зрителей.

Л.Г. КАЛИНИНА: «Спектакль – это моё детище»! - Людмила Геннадьевна, почему Вы выбрали профессию театрального режиссера?
- В юности мне посчастливилось встретить человека влюбленного в театр. Это моя учительница русского языка и литературы, аспирантка из Ле-нинграда Зинаида Ивановна Попова. Она приехала работать в нашу школу, когда я училась в 9-м классе. Зинаида Ивановна организовала театральный кружок, в который я записалась одной из первых. Как известно, все девочки по своей природе актрисы, в определенном возрасте мечтают выйти на сцену, чтобы блистать, покорять зрителя…. Мои артистические данные позволяли играть главные роли в школьных спектаклях.
После школы поступила в Кировский сельскохозяйственный институт. Параллельно училась на двух факультетах. На дневном - «Экономическом» и на вечернем – «Факультете общественных профессий». Так, помимо основной профессии, получила дополнительную специальность - руководитель драматического коллектива художественной самодеятельности. Одним словом, всё тогда сложилось по душе.
Вернувшись после окончания института в родной район, по предложе-нию завотделом культуры Людмилы Васильевны Кормщиковой возобновила работу театрального кружка, к тому времени канувшему в лету. Это был 1976 год.
- Помните свой первый спектакль?
- Конечно! Это была военно-лирическая драма «Одна береза знает» по пьесе Анатолия Ларченко. Актерский состав был мною подобран из ближайшего окружения (на тот момент я работала вторым секретарем райкома комсомола).
Роли исполняли: инструктор райкома партии Владимир Александрович Зашихин, руководитель ДОСААФ Геннадий Иванович Плехов, инструктор райкома партии Владимир Казаков, заместитель редактора районной газеты Нина Михайловна Тиунова, работник Дома пионеров Надежда Николаевна Наговицына, инженер управления сельского хозяйства Белов Михаил Федорович, работники культуры - водитель отдела культуры Владимир Константинович Хардин и его жена библиотекарь детской библиотеки Галина Ивановна.
Сделав тогда первые шаги на подмостках самодеятельного театра, реализовав свой актерский потенциал, в полной мере прочувствовав силу театрального искусства, сумев передать замысел режиссера, сорвав аплодисмен-ты очарованных зрителей, «мои» артисты уже не захотели расставаться со сценой.
- Сколько всего спектаклей поставлено за период вашей театраль-ной деятельности?
- 42 крупных спектакля плюс бессчетная масса сценок к смотрам художественной самодеятельности.
- В текущем году, чем порадуете зрителя?
- Мы готовим три спектакля. Это – драма с элементами мистики «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева, приуроченная к 75-летию Великой Победы, посвященная вдовам, труженикам тыла. И две комедии «Хочу купить вашего мужа» по пьесе Михаила Задорнова и «Несостоявшееся убийство». Репетиции идут.
- Всегда хотелось спросить: как выбираете пьесы?
- Не скрою, выбор сделать не просто. Пьес много, но не каждую поставишь, не все ложатся на душу. За зимние месяцы перечитываю сотни. Ещё один очень важный момент, который учитывается при выборе пьесы – половой признак героев. В пьесе должно быть больше женских ролей, меньше - мужских. С мужчинами-актерами в нашем театре «напряжёнка».
Некоторые пьесы лежат на полке годами, ждут «своей минуты славы». К примеру, идея поставить спектакль «Ханума» по пьесе Авксентия Цагарели, имевшим большой успех у зрителя, вынашивалась 15 лет. Но результат того стоил, прекрасный актерский состав, восхитительная игра, декорации, яркие костюмы, необычные головные уборы, которые я собственноручно шила всю зиму.
Тяготею к классике, в частности, спектакль по пьесе Владимира Соллогуба «Беда от нежного сердца» ставили дважды - в 1982 и 2018 годах. Люблю спектакль «Женитьба Бальзаминова» по пьесе Александра Островского. Мечтаю поставить «Ревизора» по пьесе Николая Гоголя, но там столько мужских ролей…
- А как рождается спектакль?
- Сам спектакль, захватывающее действо, которое наблюдает зритель на сцене – лишь вершина айсберга. Путь от идеи до премьеры – не близок!
Обычно определившись с выбором, раздаю текст пьесы актерскому составу для прочтения. Потом идет распределение ролей, далее – чтение по ролям, затем – обсуждение сути…. Это очень важный момент – роль должна «наложиться» на актера. Можно сказать, что изначально, при выборе пьесы роли подбираются под конкретного артиста, под его харизму. Бывает, что сначала творческому коллективу пьеса не нравится, и репетиции идут «с натягом». Но постепенно, «со второго взгляда», все влюбляются в пьесу и тогда каждая репетиция, как песня!
Первоначально есть общая картинка спектакля, её надо детализировать. Рождение спектакля – длительный процесс, продолжительные нудные репетиции, рутинная работа, титанический труд… Простая мизансцена, длящаяся пару минут, может ставиться, доводиться до совершенства не один день…
Отдельная тема - костюмы, декорации, реквизит…. Следует оговорить-ся, что уже многие годы материальная база театра, мягко говоря, никудышная. Денег на приобретение костюмов и реквизита нет. Если в лучшие времена костюмы шили в быткомбинате, а за реквизитом и гримом ездили в Москву, то сейчас «есть то, что есть». Шьем сами. Как говорится, «пролазим в игольное ушко», чтобы костюмы были достойными.
Декорациями занимается методист по декоративно-прикладному твор-честву РДК Ольга Владимировна Шехирева. Благодаря её таланту оформле-ние сцены чаще всего исключительное.
Спектакль готов к премьере, когда артисты вошли в образ своего героя, уже не думают о тексте, перестают медлить и осторожничать…
– Каждый спектакль Вами выношен, выстрадан подобно тому, как мать вынашивает ребёнка. В связи с этим вопрос: всех ли своих «детей» Вы любите одинаково?
- Спектакль моё детище, я его создала! Как я могу его не любить?! Люблю каждый. Одинаково. Некоторые спектакли слабоваты, не по драматургии, а по тексту, но для меня они все равно дороги. Здесь, как в жизни, если провести параллель: старалась дать своему ребенку, как можно больше, возлагала надежды, мечтала, что он вырастет умным, красивым и талантливым, но… не всегда в жизни складывается так, как бы нам хотелось.
- И всё-таки есть ли спектакли, которыми вы особенно гордитесь?
- Драма «Полынь» по пьесе Михаила Варфоломеева (II место на «Театральной весне»).
Спектакль по культовой кинокомедии «Любовь и голуби» - лауреат «Театральной весны» в 2000 году. Инна Анисимова тогда была награждена Диплом за лучшее исполнение главной женской роли, Владимир Хардин - за лучшее исполнение мужской роли второго плана, Почетной грамотой фестиваля за лучшее исполнение главной мужской роли награжден Александр Бабкин.
«За двумя зайцами» по пьесе Михаила Старицкого - призер «Театраль-ной весны», Галина Николаевна Касаткина завоевала I место за исполнение женской роли второго плана.
- Что самое сложное в работе режиссера?
- Подобрать недостающего актера.
- Где находите актеров? По какому принципу подбираете? Сколько всего самодеятельных актеров прошло через Ваши руки?
- Найти нового актера чрезвычайно сложно. Случалось, что ходила по улицам поселка, присматривалась, искала черты, угадывала характеры. На-ходила! Уговаривала! Приводила в театр и… попадала в точку. На выходе получалось то, что надо! Самое важное для актера - желание играть, осталь-ному можно научить.
За более чем 40 лет на богородскую сцену выходили в разное время более 85 самодеятельных актеров. Я всех их люблю и, всё же, особенно трепетно отношусь не к маститым актерам, а к неофитам, к тем, кто приходит вновь.
- Случались ли непредвиденные ситуации во время спектаклей?
- Случались! В советский период, поставив спектакль, драмтеатр обязательно объезжал с поставкой все сёла района. Следует отметить, что залы сельских Домов культуры всегда были полны. Так вот, отправились как-то в село Ухтым со спектаклем по пьесе Анатолия Софронова «Стряпуха», заранее заручившись, что Владимир Константинович Хардин, игравший в спектакле деда Сливу, на сцену прибудет сразу с работы (работал на бензовозе, ездил в тот день в Зуевку). Но дороги плохие, бензовоз где-то застрял в пути. А зал полон! Что делать? Я быстро «переобула» деда Сливу в бабку Сливиху и сама вышла на сцену (благо текст знала наизусть), строго настрого предупредив артистов, чтобы не забывались (деда с бабкой не путали). Но один из актеров неожиданно вдруг восклицает: «Дед Слива»!!! Зал лежал от смеха. Артисты сбежали смеяться за кулисы, оставив меня в одиночестве на сцене выкручиваться.
- Что значит для Вас реакция зрителя?
- Реакция зрителя – смех, слёзы, напряженная тишина, аплодисменты - это признание! Наивысшая оценка работы режиссёра! Это значит, что зрителя «зацепило», он услышал, то, что мне хотелось сказать.
- Как семья поддерживает Вас в профессии? Кто-то пошёл по Вашим стопам?
- Муж всегда поддерживал, никогда не упрекал поздними визитами, когда мы гастролировали по району и другим районам, меня всегда ждал теп-лый уютный дом, любящая семья.
При постановке спектакля Валентин Николаевич мог стать «громом, молнией, дождём». Это сейчас нет проблем с шумовыми эффектами, а рань-ше…. В одном из спектаклей нужна была гроза, и муж придумал, как её «сделать»: лили в ведро воду из лейки, одновременно стукали по листу железа, гремели и громыхали…
Младшая дочка Настенька, будучи школьницей (класса с пятого), много играла. Невероятно артистичная, она очень хотела поступать в театральный институт, но папа не разрешил. Я доверяю театральному вкусу Анастасии, нередко советуюсь с ней по поводу пьес, по поводу музыки к спектаклям.
- Какой вопрос Вы задали бы сами себе?
- На сколько меня хватит?! Всю свою жизнь театр был моей второй работой, и вот только сейчас появилась возможность в полной мере, в полном объёме заниматься своим любимым делом – театром и только театром. Я не смогу без него. Это – моя жизнь!


// Богородская Заря. - №24. - от 11 июня 2020 года.


Светлана МЕТЕЛЕВА..
Фото: А. Микрюкова.
(При использовании статьи ссылка на источник: http://bogorodskoe-zaria.ru/main/chelovek_i_zakon/1923-lg-kalinina-spektakl-eto-moe-detische.html обязательна)
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.