Богородская земля – частичка России

Категории: Страничка истории от 14-06-2011, 19:05, посмотрело: 2 848

«Дикое раменье»

 

До середины XVII века обширный лесной край левобережной части средней Чепцы, составляющий в настоящее время территории Зуевского, Фалёнского, Богородского и Унинского районов, был почти не заселён. Историко-географической особенностью этой местности являлось её пограничное расположение между исконно Вятским краем на северо-западе и новыми уездами – Уржумским, Яранским, Царёвосанчурским и Малмыжским (Вятское понизовье), которые относились к Поволжью. Граница проходила приблизительно по течению рек Вои и Пижмы. В те годы эти земли – «дикое раменье» - считалось малообитаемое. Часть этих угодий в конце 20-х годов XVII века только несколько семей вятчан решили взять на оброк. Однако из-за удалённости возникла проблема содержания этих угодий, что заставило через два десятка лет передать их Хлыновскому Успенскому монастырю.

 

Освоение этих мест шло в русле общей миграции населения на восток, активизировавшейся после демографического кризиса смутного времени. По рекам Пыже, Филипповке, Малой Кордяге и Косе с её притоками Ухтымкой и Святице, по писцовым книгам первой половины XVII века, упоминается лишь шесть починков и одно займище: починок Рудинский, Беличевский, Широкова, Дубовцева и Зорина, починок удмуртов Золотарёва и Пунгина и займище татарина Баженова. Важную роль в заселении, освоении и духовном окормлении этих земель играли монастыри: Верхочепецкий, Крестовоздвиженский (1608 г.) и Усть-Святицкий Спасский (1645 г.).

 

В 1637 году монастырский крестьянин Филипповской слободы Пахом Титович Кощеев с 75 товарищами подал челобитное прошение царю (Михаилу Фёдоровичу) об отдаче им обширных земель южной части среднего течения реки Чепцы под оброк. Просители ссылались на то, что территория эта никому официально не принадлежит и нуждается в хозяйственном обустройстве. Одновременно с опровержением этой челобитной к государю обратились каринские татары и местные удмурты, утверждая, что в здешних лесах они постоянно занимаются охотой и бортничеством, за что и платят налог в казну по 500 рублей в год.

 

Пока проходил земельный спор между Пахомом Кощеевым с одной стороны и татарами и удмуртами - с другой, на спорной территории стали появляться русские починки.. Чтобы прекратить территориальные споры, Кощеев «со товарищи» в 1652 году заключил с удмуртским населением верхней Косы мирное соглашение о возвращении им земель, являющихся для них местом проживания. Это послужило поводом к миграции в эти места татар и удмуртов, проживавших севернее р. Чепцы – в Каринском стане. В середине XVII века они тоже основали свои поселения по правому берегу р. Косы (косинские удмурты).

Во второй половине XVII века, когда количество поселений уже заметно увеличилось, они стали объединяться в приходы с образованием сёл.

 

Первым селом на территории современного Богородского района упомянуто с. Ошлань (1664 г.). Приход появился с царского дозволения после обращения в Москву местного поселенца Михейки Обухова со товарищами, основавшими по р. Ошланке, что в Чепецком Стану Хлыновского уезда, первые починки и деревни. Следующим основали село Лапугино (Рождественское) в 1678 году, которое и расположилось неподалёку. К концу XVII века территория в междуречье Пыжи, Святицы и Ошланки, а также по рекам - Лобани, Ухтымке, верховьях Косы и Святицы была уже густо заселена русскими и удмуртами. Татары впоследствии уехали из этих мест. Приток поселенцев возрастал год от года и к началу XVIII столетия по верховьям рек Воя и Лобань уже существовали десятки мелких починков и деревень по 2-5 дворов.

 

В 1663 году основана деревня Таранки, в 1701 году - село Талоключинское (Богородское) и село Николаевское (Лобань), в 1703 году - село Ухтым, в 1746 году - село Верхокосинское (Караул), в 1766 году - село Верхнее Ильинское (Верховойское), в 1790-1795 – деревня Туманы, в 1872 году - село Хорошихинское (Хороши) и в 1896 году - село Спасо-Ложкинское (Верхний Ухтым, Бусланиха, ныне Спасское).

 

 «Село Талоключинское, Богородское тож»

 

Неоспоримы природные достоинства местности, выбранные основателями села. Это пологий холм с почти идеальным перепадом горизонталей. В основании холма бьёт источник с мощным напором, который назвали Талый. Заливная Талоключинская пойма, берега которой изрезаны небольшими оврагами, хороша своими сенокосными лугами. Дремучий лес богат дичью.

 

Переселенцы рубили лес для постройки добротных домов, расчищали землю для пашни и сенокосов. Строились ни где попало. Вот как писал В.А. Бердинский: «Безошибочное художественное чутьё, выработанное столетиями, позволяло найти место одновременно и самое красивое, и самое удобное. Каждый населённый пункт имел индивидуальный облик, только ему присущий силуэт».

 

Крестьянин рубил избу там, где лучи солнца давали больше тепла и света, где из окон избы, с площадки крыльца, с территории двора открывался наиболее широкий вид на обрабатываемые им угодья. Так появилось поселение, состоящее из ряда «курных избушек» (современная улица Ярославская) и расположившееся у ключа Талого.

 

Прошение об объединении в приход и строительстве храма было подготовлено и направлено в Казанскую епархию на исходе XVII века. Первая деревянная церковь в Талоключинском (с. Богородское) была построена и освящена во имя иконы Казанской Божьей Матери в 1701 году. Эта дата и считается годом образования села Богородское (Талоключинское, Талый Ключ).

Церковь поселенцы построили на левом берегу ручья, чтобы из окон своих изб видеть православный храм (примерное месторасположение - ул. Советская, дома № 54, 56, 60). Тогда село относилось к Казанской епархии и было пограничным между Казанским и Вятским краем. Проживали здесь государственные крестьяне: русские черносошные, платившие оброк в казну и выполнявшие разнообразные казённые трудовые повинности. Приход состоял из сельских поселений, расположенных в 13-15 километрах от храма.

 

В 1736 году архиепископом Казанским Гавриилом дана благословленная грамота на постройку деревянного храма в честь Вознесения Господня (заасфальтированная площадь в районе РОВД). Рубила храм бригада местных плотников. Оставшийся лес от строительства храма использовался на церковное строение, а щепа – на топку церковной печи для выпечки просфор.

Храм прослужил народу более 40 лет и пришёл в негодность. После сноса деревянной церкви в центре бывшего алтаря был поставлен каменный крест, который стоял до 1941 года.

 

Подготовила Л. КАЛАБИНА,

заведующая сектором краеведения районной ЦБС




Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.